КК серии "Восток"

.Восток-1 (3КА №3)

Дата запуска - 12.04.1961 (06:07:00 UTC)

Индекс - 1961-012A (1961-m1)

Каталог КК США - 00103

Космодром - Тюратам (Байконур) (НИИП-5) Пл № 1

Ракета-носитель - Восток (8K72K) E103-16

Посадка корабля - 12.04.1961 г. в 07:55 UTC (10:55 ДМВ) в районе деревни Смеловка Саратовской области

Дата посадки - 12.04.1961

Пилот - ГАГАРИН Юрий (позывной "Кедр")

Запасные пилоты - Титов Герман Степанович, Нелюбов Григорий Григорьевич

Длительность полета - 1 час 48 мин. Точные времена катапультирования и приземления космонавта неизвестны

Назначение: Первый пилотируемый полёт.

Конструкция: Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом без учета веса конечной ступени ракеты-носителя составил 4725 кг.

Научная программа: Первый полет человека в космос. Исследования влияния факторов космического полета на человека.

Хроника полета: 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут мск с космодрома Баконур стартовала РН Восток (8K72K) с первым в мире пилотируемым космическим кораблем Восток. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника Восток являлся гражданин СССР летчик майор Ю. А. Гагарин.

После набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

Корабль был выведен на орбиту высотой 181,4327,7 км, наклонением 6457' и периодом 89,34 минут.

Корабль вышел на более высокую орбиту чем расчитывалось в начале. Причиной этого оказалось то что во время выведения на 156-й секунде отказал блок питания антенн системы радиоуправления центрального блока А. Команда не прошла, двигатель блока А отключился позже расчетного времени, и апогей оказался намного выше запланированного.

Если бы тормозная двигательная установка на Востоке не сработала, то корабль затормозился бы не на 5-7 сутки, как предусматривалось резервной системой посадки, а на 15-20 сутки. Естественно, космонавта к этому времени уже не было бы в живых.

Состояние невесомости наступило в 9 ч 21 мин по московскому времени. На короткий миг у Ю.А.Гагарина появилось ощущение полета в перевернутом положении, но почти моментально это ощущение пропало.

С космонавтом была установлена и поддерживалась двухсторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляли 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производилось наблюдение за состоянием космонавта в полете.

После выведения на орбиту корабль медленно вращался. Это было нормально: гашение возмущений корабля после разделения со ступенью не предусматривалось. Сибирские измерительные пункты слышали голос Гагарина: Объект несколько вращается вправо. Хорошо! Красота! Самочувствие хорошее. Продолжаю полет. Все отлично проходит.

После выхода на орбиту Ю.А.Гагарин, осторожно приоткрыл прозрачное забрало своего гермошлема. Параметры атмосферы в кабине нормальные. На всем протяжении полета температура автоматически поддерживалась в пределах 19-22С, давление - 750-770 мм рт.ст., относительная влажность - 62-71%. При взгляде в иллюминатор Земля поражала невиданным доселе голубым ореолом, а небо - по космически темным цветом с очень яркими звездами.

Сразу после отделения корабля была включена циклограмма посадки. В 09:51 мск включилась автоматическая система ориентации, и в 09:55:10 Восток был сориентирован для схода с орбиты.

В соответствии с программой полета Ю.А.Гагарин поддерживал телефонную и телеграфную радиосвязь с Землей, вел наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля, в том числе системы ориентации (пользуясь оптическим устройством "Взор"). Свои наблюдения космонавт записывал в бортжурнал (а ведь это было непросто в состоянии невесомости), а также на магнитофон, таким же образом регистрировал результаты некоторых медицинских тестов.

В какой-то момент полета Ю.А.Гагарин решил, что настало время подкрепиться "космической" пищей. Он отведал специально изготовленное щавелевое пюре с мясом, мясной паштет и шоколадный соус, а затем с помощью мундштука запил обед консервированной водой. Этот эксперимент имел решающее значение для будущих, более продолжительных полетов в космос. Впервые все убедились, что в космическом полете можно принимать пищу и пить воду.

Уйдя из зоны связи камчатского пункта, Восток вскоре прошел над Гавайскими островами, пересек Тихий океан, обогнул с юга мыс Горн и приблизился к Африке. Самочувствие космонавта оставалось хорошим. Юрий Гагарин наблюдал Землю, звезды и космическое пространство, регистрировал показатели приборов и все это надиктовывал на бортовой магнитофон и записывал в бортжурнал. В невесомости от него уплыл карандаш - и писать стало нечем. В бортовом магнитофоне задолго до окончания полета закончилась пленка. Гагарин вручную перемотал ее на середину и продолжил запись, поэтому информация о середине полета (с 09:27 до 10:03 ДМВ) на пленке отсутствует.

В 10 ч 15 мин по московскому времени от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозной двигательной установки.

В 10:25:34 прошло включение тормозной ДУ, но она выключилась за 0.5-1.0 сек до расчетного времени из-за окончания горючего (причина - залипание клапана, из-за чего часть горючего попала в полость разделительного мешка, а не в камеру сгорания). После окончания горючего магистрали наддува двигателя остались открытыми, и в них, а также в рулевые сопла по тангажу и рысканью под давлением около 60 атм стал поступать азот. Это привело к закрутке корабля со скоростью 30 /с.

Вот как об этом рассказывал сам Ю.А.Гагарин: Получился кордебалет: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал момент разделения. Разделения нет...

Досрочное отключение ТДУ нарушило штатную циклограмму спуска, и команда на автоматическое разделение СА и ПО не прошла. Они разделились по резервному варианту от термодатчиков на высоте 130 км (с задержкой от штатной циклограммы на 10 мин).

Катапультирование прошло на высоте около 7 км. На спуске в дополнение к основному по неизвестной причине вышел и раскрылся запасной парашют, а Юра несколько минут не мог открыть клапан дыхания. В остальном посадка в районе деревни Смеловка Саратовской области, недалеко от берега Волги, была нормальной. Расчетное место посадки было в 110 км южнее Сталинграда, но Восток сел с большим перелетом - и в хорошо знакомых Гагарину местах: в Саратове он учился, в Энгельсе проходил парашютную подготовку. ...В 10 часов 55 минут московского времени советский корабль Восток совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза, - сообщил ТАСС.

Лишь совсем недавно в историческом альбоме Страницы истории: Покровск -Энгельс появились данные, позволяющие уточнить обстоятельства посадки Гагарина. В 10:48 ДМВ обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсско-го аэродрома зафиксировал цель в юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цели отслеживались локатором до земли... В 11:00 Гагарин приземлился недалеко от деревни Смеловка....

Следовательно, катапультирование произошло чуть позднее 10:48, когда СА опустился до 7 км. Спуск на парашюте с этой высоты действительно должен занимать около 12 минут. По докладу Гагарина, СА приземлился раньше и ближе к берегу Волги - на 2-4 км. Время посадки СА должно быть близко к объявленному ТАСС-10:55 ДМВ.

Первыми встретили Гагарина на Земле жена лесника Анна Акимовна Тахта-рова с внучкой Ритой, следом с полевого стана прибежали механизаторы колхоза имени Шевченко из деревни Узмо-рье. На ЗиЛ-151 прибыл майор Ахмед Гасиев, который доставил космонавта в ракетный дивизион в д.Подгорье. После доклада командиру дивизии ПВО Ю.Вовку Гагарин поехал к кораблю. На пути его обнаружил вертолет Ми-4 поисковой группы. На нем Гагарин был доставлен в Энгельс, а оттуда в Куйбышев.

Так полетом Ю.А.Гагарина на корабле-спутнике Восток началась эра полетов человека в космос.

Полная продолжительность полета составила 108 мин.

Отрывки отчета Гагарина о полёте.

- Последняя предстартовая подготовка проходила утром. Она началась с проверки моего здоровья, После этого штатной командой боевого расчета производилось одевание скафандра. Скафандр надели правильно, подогнали, спрессовали. Затем положили меня на технологическое кресло, пробовали, как на скафандре лежит подвесная система, проверили вентиляцию скафандра, связь. Все действовало хорошо.

Затем состоялся выезд на стартовую позицию в автобусе. Мы вместе с моими друзьями-космонавтами (моим заместителем был Титов Герман Степанович) и начальниками поехали на старт...

- ...Надел гермоперчатки. Закрыл шлем. Минутная готовность - и старт. До этого было слышно, как разводили фермы. Ракета как бы немножечко покачивалась... Затем был произведен запуск, Шум приблизительно такой, как в самолете. Затем ракета мягко, плавно снялась со своего места. Я даже не заметил, как она пошла...

- Сижу, наблюдаю процесс подъема. Перегрузка плавно растет, но она вполне переносимая, как на обычных самолетах - примерно пять "же. При этой перегрузке я вел все время репортаж и связь со стартом. Было несколько трудно разговаривать, так как стягивало все мышцы лица. Несколько поднапрягся. Затем почувствовал резкий спад перегрузки.

Когда идет ракета, то "по взору" можно наблюдать, что она немножко колеблется вокруг продольной оси по крену, но колебания незначительные. Ракета как бы живет...

- Я вошел в тень Земли. Вход в тень очень резкий. До этого времени наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось оборачиваться от него, чтобы свет не попал в глаза. Затем посмотрел в один иллюминатор на горизонте ничего не видно, томно. В другой "взор" - тоже темно. Думаю, что же это такое? Но тут сообразил, что иллюминатор, очевидно, попал на Землю.

Когда я примерно проходил мыс Горн, в апогее мне сообщили, что корабль идет правильно, что все системы работают хорошо.

Воду и пищу я принял нормально. Принимать можно, никаких физиологических затруднений я при этом не ощутил. Чувство невесомости непривычное, по сравнению с той, которую испытываешь в земных условиях. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях.

Производил записи в бортжурнал. Пустил планшет, и он с карандашом плавал передо мною. Затем, когда мне надо было записать очередной доклад, и я взял планшет, то карандаша на месте не оказалось. Улетел куда то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком. Но его, видимо, надо было или на клей посадить, или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман, все равно не пригодится, писать же нечем...

Время работы тормозной двигательной установки составило точно 40 секунд. Как только включилась ТДУ, корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Получился "кордебалет": голова-ноги, голова-ноги. То вижу Африку (над Африкой произошло всё это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не попадал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрыл шторки. Мне было интересно узнать самому, что происходит.

Я жду разделения. Разделения нет. По телефону доложил, что разделение не произошло. Прикинул, что все-таки сяду нормально, ток как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь будет... Значит, до Дольнего Востока где-нибудь сяду. Шум поэтому не стал поднимать... Я рассудил, что обстановка не аварийная. Разделение произошло только в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал.

- Начался плавный рост перегрузок. Колебания шара все время продолжались по всем осям. В плотных слоях атмосферы он заметно тормозился. По моим ощущениям, перегрузка была за 10 "жэ". Был такой момент, примерно секунды две-три, когда у меня начали расплываться показания на приборах. В глазах стало немного сереть. Снова поднатужился, поднапрягся. Это помогло, все как бы стало на свое место. Затем начался спад перегрузок. В шаре отчетливо можно было слышать, как он идет в плотных слоях атмосферы. Настроение было хорошее. Стало ясно, что сажусь не на Дальнем Востоке, а где-то здесь, вблизи расчетного района.

Хлопок - и крышка люка ушла. Произошло это быстро, хорошо, мягко. Ничем я не стукнулся, ничего не ушиб, все нормально. Вылетел я с креслом. На кресле сидел очень удобно, как на стуле. Я сразу увидел большую реку и подумал, что это Волга. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много раз вот над этим местом. Вниз я смотреть не мог, в скафандре этого сделать нельзя - жестко к спинке привязан.

Ветерок, как определил, был метров пять-семь. Только успел я это подумать, смотрю - земля. Ногами "тук". Приземление было очень мягким, земля еще не высохла. Я даже не почувствовал приземления.

...Подошла машина ЗИЛ-151. На в ней прибыл майор-артиллерист товарищ Галимов из дивизиона. Приехали в часть. Выставили часового у парашюта. Через командующего округом доложили в Москву. Поступила команда задержаться на месте приземления. К этому времени я уже снял оболочку скафандра. На мне была только голубая теплая одежда. Мне передали команду лететь в город Энгельс. Как только я вышел из вертолета, генерал Евграфов сразу же вручил мне телеграмму от Н.С. Хрущева. Я тут прослезился от наплыва чувств.

Вскоре нам позвонил Н.С.Хрущев. После этого генерал-полковником Агальцовым было принято решение лететь в Куйбышев. С трудом пробились через толпу, которая там образовалась. Всем хочется посмотреть. Добрались до машины. Прилетели. Ну, вот и все.

Результаты исследований: Самым главным результатом явилось то что человек способен работать в космосе. Космонавт принимал пищу и воду, поддерживал связь с землей, следил за влиянием невесомости на свой организм.


Объекты зарегистрированные при запуске 1961-012 (1961-)

Отделение_    NORAD    Int.desig1   Int.desig2 Срок.сущес    Наименование обьекта

12.04.1961    00103    1961-012A    1961-1    12.04.1961    Восток-1 (Восток-3А №3)

12.04.1961    00104    1961-012B    1961-2    16.04.1961    Ступень 8К72КЕ