КК серии "Восток"

Корабль-спутник (Восток-1П, 1К)

Дата запуска - 15.05.1960 (00:00:05 UTC)

Космодром - Байконур (НИИП-5) LC1

Ракета-носитель - Восток (8K72) Л1-11

Индекс - 1960-005A (1960-e1)

Каталог КК США - 00034

Дата схода с орбиты - 05.09.1962

Назначение: Первый испытательный полет беспилотного корабля "Восток". Полученные данные по первому полету корабля-спутника дали большой материал для осуществления будущего управляемого полета человека в космосе и показали правильность основных положений, принятых при создании космического корабля.

Корабль-спутник-1К с первой ориентируемой солнечной батареей (СБ) "Луч"

Конструкция: Корабль 1КП не был оснащен системой жизнеобеспечения, системой приземления и не покрывался теплозащитой. На борту корабля-спутника была установлена герметическая кабина с грузом, имитирующим вес человека, и со всем необходимым оборудованием для будущего полета человека и, кроме того, различная аппаратура, вес которой с источниками питания составлял 1477 кг. В данном запуске возвращение на Землю герметической кабины весом ок. 2,5 т не предусматривалось. Предполагалось, что кабина после проверки надежности ее функционирования и отделения от корабля-спутника, как и сам корабль-спутник по команде с Земли начнут спуск и прекратят свое существование при вхождении в плотные слои атмосферы. На корабле-спутнике был установлен радиопередатчик «Сигнал», работающий на частоте 19,995 мегагерц, как в телеграфном, так и в телефонном режимах передачи. Помимо передатчика, на корабле-спутнике были размещены специальные радиоустройства для передачи на Землю данных о работе установленных приборов и для точного измерения элементов орбиты. Питание научной и измерительной аппаратуры спутника осуществлялось с помощью химических источников тока и солнечных батарей.

Хроника полета: 15 мая 1960 г. в 03:00:06 декретного московского времени (ДМВ) с 1-й пусковой установки 1-й площадки полигона «Заря» (Тюратам, Байконур) был произведен пуск РН 8К72К «Восток», которая вывела на орбиту Земли первый советский космический корабль-спутник.

Корабль-спутник в соответствии с расчетом был выведен на орбиту, близкую к круговой (перигей - 312 км и апогей- 369 км), после чего отделился от последней ступени ракеты-носителя. Период обращения корабля-спутника Земли составил 91,2 мин. Наклонение его орбиты к плоскости экватора было равно 65°. Вес корабля-спутника без последней ступени ракеты-носителя составлял 4540 кг.

Сообщение ТАСС

«В соответствии с программой 19 мая в 02:52 ДМВ для осуществления спуска корабля... была передана команда на включение тормозной двигательной установки и отделение герметичной кабины. Тормозная двигательная установка сработала, при этом осуществлялась предусмотренная стабилизация корабля во время работы... Однако в результате появившейся к этому времени неисправности в одном из приборов системы ориентации... направление тормозного импульса отклонилось от расчетного...».

19 мая в 2 ч. 52 мин. в соответствии с программой для осуществления спуска корабля-спутника с орбиты была передана команда на включение тормозной двигательной установки и отделение герметической кабины. Тормозная двигательная установка сработала, при этом осуществлялась предусмотренная стабилизация корабля во время работы двигательной установки.

Однако, в результате отказа датчика инфракрасной вертикали (который ориентируясь на тепловое излучение нашей планеты, определял направление на Землю — так называемую местную вертикаль), направление тормозного импульса отклонилось от расчетного. В результате вместо уменьшения скорости корабля произошло некоторое ее увеличение и корабль-спутник перешел на новую эллиптическую орбиту, лежащую почти в прежней плоскости, но имеющую значительно больший апогей. Отделение герметической кабины от корабля-спутника произошло и при этом зарегистрирована нормальная работа системы стабилизации кабины. Период обращения корабля-спутника и находящейся вблизи него герметизированной кабины по новой орбите стал равным 94,25 мин, перигей - 307 км, а апогей - 690 км. Угол наклонения орбиты к плоскости экватора - 65°.

СА затормозился и сгорел в плотных слоях атмосферы лишь 15 октября 1965 г.

В результате расследования стало ясно в чем причина отказа на орбите: эксперименты в барокамере показали, что узел вращения сканирующего зеркала датчика ИВ, выполненный на основе самодельного «насыпного» шарико-подшипника, работал на пределе. Более жесткие условия открытого космоса «добили» злополучный узел.


Кабина корабля

Индекс - 1960-005C (1960-e3)

Каталог КК США - 00036

Дата схода с орбиты - 19.05.1960

19 мая в 2 ч. 52 мин. мск в соответствии с программой для осуществления спуска корабля-спутника с орбиты была передана команда на включение тормозной двигательной установки и отделение герметичной кабины. Тормозная двигательная установка сработала, при этом осуществлялась предусмотренная стабилизация корабля во время работы двигательной установки.

Однако, в результате отказа датчика инфракрасной вертикали (который ориентируясь на тепловое излучение нашей планеты, определял направление на Землю — так называемую местную вертикаль), направление тормозного импульса отклонилось от расчетного. В результате вместо уменьшения скорости корабля произошло некоторое ее увеличение и корабль-спутник перешел на новую эллиптическую орбиту, лежащую почти в прежней плоскости, но имеющую значительно больший апогей. Отделение герметической кабины от корабля-спутника произошло и при этом зарегистрирована нормальная работа системы стабилизации кабины. Период обращения корабля-спутника и находящейся вблизи него герметизированной кабины по новой орбите стал равным 94,25 мин, перигей - 307 км, а апогей - 690 км. Угол наклонения орбиты к плоскости экватора - 65°.

СА затормозился и сгорел в плотных слоях атмосферы лишь 15 октября 1965 г.


Объекты зарегистрированные при запуске 1960-005 (1960-e)

Отделение_    Int.desig1    NORAD    Int.desig2    Срок сущес     Наименование объекта

15.05.1960    1960-005A     00034    1960-e1        05.09.1962    Корабль-спутник (Восток-1П)
15.05.1960    1960-005B     00035    1960-
e2        17.07.1960    Ступень 8К72
19.05.1960    1960-005C     00036    1960-
e3        15.10.1965    Кабина корабля
15.05.1960    1960-005D     00037    1960-
e4        30.06.1961    Фрагмент запуска
15.05.1960    1960-005E     00038    1960-
e5        20.08.1960    Фрагмент запуска
15.05.1960    1960-005F     00039    1960-
e6        24.09.1960    Фрагмент запуска
15.05.1960    1960-005G     00040    1960-
e7        24.09.1960    Фрагмент запуска
15.05.1960    1960-005H     00041    1960-
e8        30.09.1960    Фрагмент запуска
15.05.1960    1960-005J     00042    1960-
e9        01.10.1960    Фрагмент запуска