Союз-15 (11Ф615А9 №63)

Дата запуска - 26.08.1974 (19:58:05 UTC)

Индекс - 1974-067A

Каталог КК США - 07421

Космодром - Байконур (НИИП-5) СП-1

 Ракета-носитель - Союз (11A511)

Длительность полета - 2 сут 00 час 12 мин 11 сек

Дата посадки - 28.08.1974 в 23:10:16 ДМВ в 48 км ю.з. Целинограда

Экипаж (позывной "Дунай"):

Командир - САРАФАНОВ Геннадий Васильевич

Бортинженер - ДЁМИН Лев Степанович

Особенности полета: Вторая экспедиция на станцию «Салют-3» (ОПС-2 «Алмаз») не выполнена из-за отказа системы сближения и стыковки «Игла».

Хроника полета

26 августа 1974 г. на корабле «Союз-15» стартовала  Вторая экспедиция на ОПС-2 («Салют-3»). Выведение «Союза-15» прошло нормально. Примерно через сутки баллистики вывели корабль в непосредственную близость от станции. Была включена система автоматического сближения и стыковки «Игла», и тут произошло непредвиденное: автоматика «восприняла» оставшееся до станции расстояние в 350 м как 20 км и выдала импульс двигателями на разгон корабля. Экипаж не сразу разобрался, что происходит, и не перешел на ручное управление. В результате корабль помчался к станции со скоростью 20 м/с (расчетная скорость при касании - 0.3 м/с).

«Катастрофа была неминуема, - вспоминает Б.Е.Черток. - Спасло то, что законы автоматического управления сближением с 20 км предусматривают наличие боковой скорости. Это позволило космическому кораблю пронестись мимо станции на расстоянии 40 м. При пролете мимо станции «Игла» потеряла радиозахват, прекратила измерять параметры относительного движения. Экипаж не понял, что происходит. Неисправная «Игла» заставила корабль повторять сеансы сближения. Еще два раза корабль совершал смертельно опасный пролет мимо станции, пока не вмешалась Земля и не подала команду на выключение режима автоматического сближения».

От попытки стыковки в ручном режиме пришлось отказаться, так как топлива уже оставалось только для возвращения.

28 августа спускаемый аппарат «Союза-15» с Г.Сарафановым и Л.Деминым успешно приземлился на территории Казахстана. Это была первая в истории советской космонавтики ночная посадка. В степи в это время шел дождь...

Для расследования неудачи была создана аварийная комиссия во главе с Б.Е.Чертоком. Впоследствии он рассказывал, что разработчики системы управления настаивали на виновности экипажа: «Все нештатные ситуации предусмотреть невозможно, но экипаж обязан был сообразить по имеющейся у него на пульте информации и по визуальному наблюдению, что надо немедленно отключить режим автоматического сближения». Методисты ЦПК отстаивали экипаж, утверждая: «Вы нам не дали в своем перечне нештатных ситуаций подобного отказа и признаков его распознавания». В результате изучения итогов полета стороны остались при своих мнениях, а Государственная комиссия пришла к заключению, что система стыковки «Игла», созданная в НИИ точных приборов, требует серьезной доработки.