«Союз-10» (11Ф615А8; 7К-Т№31)

Старт: 23 апреля 1971 г. в 02:54:06 ДМВ;

Космодром: Байконур стартовая площадка №1;

Длительность полета: 01 сут 23 час 45 мин 54 сек;

Посадка: 25 апреля 1971 г. в 02:40:00 ДМВ, в 120 км северо-восточнее г.Караганды;

Экипаж: командир - В.А.Шаталов, бортинженер - А.С.Елисеев, инженер-испытатель - Н.Н.Рукавишников (позывной "Гранит")

Цели и особенности полета: Первая стыковка с ДОС «Салют». Программа полета выполнена не полностью: во время стыковки со станцией произошла поломка стыковочного агрегата корабля, по этой причине переход экипажа на борт ДОС «Салют» не состоялся, и «Союз-10» совершил досрочную посадку.

Запуск корабля «Союз-10» был запланирован на 22 апреля в 02:20 ДМВ. Однако в этот день старт «Союза-10» не состоялся. Сначала выяснилось, что из-за ночного дождя на корпусе ракеты появились блуждающие токи с переменным зарядом, но подготовка к запуску все же была продолжена. РН заправили топливом, экипаж занял свои места в корабле и провел проверку его бортовых систем. Без сбоев прошли предстартовые команды, но всего за одну минуту до включения двигателей ракеты не отошла кабель-мачта. Поступила команда «Отбой пуска» - и экипаж был эвакуирован из корабля. Устранив неисправность в кабель-мачте, техническое руководство приняло решение: топливо из ракеты не сливать и готовить ее к пуску на следующий день.

Старт корабля «Союз-10» с экипажем первой экспедиции на ДОС «Салют» (В.Шаталов, А.Елисеев, Н.Рукавишников) был произведен 23 апреля 1971 г. в 02:54:06 ДМВ. В течение трех витков полет проходил штатно, но на 4-м витке при выполнении коррекции орбиты в автоматическом режиме выявились аномалии в работе интегратора и гироскопов. В.Шаталову дали разрешение провести коррекцию вручную, и он справился с этим блестяще.

Утром 24 апреля «Союз-10» подошел к орбитальной станции на расстояние 16 км. Экипаж включил систему «Игла», которая произвела радиозахват станции. После этого началось сближение космических аппаратов. На расстоянии 200 метров Шаталов взял управление на себя и уверенно повел корабль на стыковку. Касание произошло в 04:47 ДМВ на скорости 0.2-0.3 м/с. Однако через 15 минут экипаж доложил в ЦУП, что транспарант «Стыковка» не горит. По телеметрии выяснилось, что шпангоуты стыковочных агрегатов корабля и станции отстоят друг от друга на 90 мм. Герметичного стыка не было, не соединились и электрические цепи. Через виток Владимир Шаталов по команде с Земли попытался «дожать» корабль с помощью двигателей, но и это не помогло. Как обидно: «Салют» совсем рядом, а войти в него нельзя!

Предварительный анализ показал, что произошла поломка стыковочного агрегата корабля. С командного пункта в Евпатории экипажу передали команду на расстыковку. На 4-м витке совместного полета экипаж «Союза-10» выдал необходимые команды, но не тут-то было... Теперь корабль не хотел отстыковываться от станции!

Возникла сложная аварийная ситуация, грозящая как минимум потерей станции. При невозможности расстыковаться штатно можно было применить два способа аварийной расстыковки: отстрел стыковочного агрегата корабля либо отстрел всего бытового отсека.

В обоих случаях стыковочный узел станции остался бы занят, а ее дальнейшая эксплуатация стала бы невозможной.

«Салют» спасли Всеволод Живоглотов, один из разработчиков стыковочного агрегата, и Николай Рукавишников, который по его инструкции вскрыл блок электроники и поставил перемычку на определенные штыри электроразъема. На 5-м витке в 10:17 ДМВ корабль отделился от станции. Полет в состыкованном состоянии продолжался всего 5 часов 30 минут, но что это были за часы!

25 апреля 1971 г. в 02:40 ДМВ экипаж «Союза-10» досрочно вернулся на Землю. Впервые посадка советского корабля была произведена в ночных условиях.

Техническая комиссия ЦКБЭМ установила причину неполной стыковки «Союза-10». Оказалось, что после касания система управления движением продолжала работать в режиме стабилизации корабля, периодически включая двигатели ДПО. На выравнивающие рычаги стыковочного агрегата корабля действовали нерасчетные нагрузки - до 160-200 кгс (при расчетной нагрузке не более 80 кгс). Произошла поломка механизма выдвижения рычагов, что и явилось причиной неполного стягивания корабля со станцией.