Космические корабли "Mercury"

Суборбитальный пилотируемый полет MR-4

Космический корабль: Mercury №1 1 (Liberty Bell 7), полет MR-4

Ракета-носитель: Mercury Redstone №8

Пилот: Вирджил Гриссом

Старт: 21 июля 1961 г. в 1 2:20:36 UTC со стартового комплекса LC-5 Центра испытаний ракет ВВС США на мысе Канаверал

Посадка: 21 июля 1961 г. в 12:36:13 UTC в Атлантическом океане

Длительность полета: 15 мин 37 сек

Особенности полета: Суборбитальный космический полет. Корабль затонул после приводнения, пилот спасен

Парадокс космической истории: 15-минутный полет Гаса Гриссома продолжался... ровно 38 лет.

Корабль Гриссома имел заводской номер 11 и имя Колокол свободы-7 (Liberty Bell 7, Либерти Белл-7), носитель - номер 8, а полет был обозначен как MR-4 (Mercury Redstone 4).

Внешне одиннадцатый корабль отличался от седьмого двумя главными деталями. По настоянию астронавтов на него поставили большое окно в форме трапеции размерами 0.48, 0.28 и 0.19 м (Шепард пользовался только перископом и двумя боковыми круглыми 25-сантиметровыми иллюминаторами). Новым был и легкий - всего 10.4 кг - входной люк на пироболтах, который можно было легко открыть как изнутри, так и снаружи. В системах корабля также появились изменения: перекомпоновали пульт пилота и ввели еще один режим управления - скоростной, в котором отклонения ручки задавали не величину разворота, а его угловую скорость. Наконец, внесли важное изменение в скафандр: добавили мочеприемник.

Пуск опять состоялся со второй попытки. 19 июля его отбили на отметке Т-10 мин из-за плохой погоды. Старт был дан 21 июля 1961 г. в 07:20:36 EST (12:20:36 UTC) после трех задержек по разным причинам в общей сложности на 80 минут. Полет почти точно повторил шепардовский; максимальная достигнутая высота составила 190.32 км.

Алан Шепард был так перегружен в свои пять минут невесомого полета, что задание Гриссома специально облегчили: часть маневров была заменена наблюдением Земли и опознанием ориентиров. Удивительный вид за окном так увлек Гаса, что он не успел сделать третий разворот в режиме ручного управления. После этого он повернул нос капсулы влево на 45, чтобы в течение минуты наблюдать Землю, и едва успел восстановить ориентацию для торможения - всего за 9 сек до включения этого режима.

После торможения Гас опробовал режим управления угловой скоростью и подробно описал, как с расстояния 240 км выглядит мыс Канаверал и его окрестности. Вход в атмосферу наступил в Т+07:46; спуск прошел без замечаний.

Капсула приводнилась в Атлантике в Т+15:37 в 486.2 км от места старта (с перелетом в 15 км), в 10 км от авианосца Рэндольф. Корабль нырнул носом и левым бортом; в иллюминатор пилот видел только воду. Он дождался, пока нос немного поднимется, отстрелил запасной парашют, и капсула быстро выпрямилась. Астронавт освободился от привязных ремней, отсоединил выводы датчиков, отстыковал кислородный шланг от гермошлема, а шлем от скафандра, но оставил его на голове, чтобы быть на связи, и с трудом развернул резиновое уплотнение вокруг шеи - на случай, если придется побывать в воде. Затем он освободил крепления бокового люка, снял предохранительную крышку кнопки подрыва люка, находящейся в 15-20 см от его правой руки, и вынул чеку.

В 7+25:20 Гриссом попросил вертолет подойти и приготовиться к подъему его на борт. В ожидании пилот лежал в кресле, думая о том, как бы заныкать нож из НАЗа в качестве сувенира. Вдруг сработали заряды пироболтов, отлетел боковой люк, и Гас увидел, как волны начинают переливаться через порог. Как хорошо, что он приготовился к выходу заранее! Сбросив шлем, астронавт оттолкнулся рукой от правого края приборной доски и буквально вылетел через люк в волны океана.

Один вертолет чудом успел подцепить тонущую капсулу и отошел в сторону, таща ее по воде, а два других занялись Гриссомом, мешая друг другу. В этот момент астронавт заметил, что волны начали накрывать его с головой, и осознал, что вода поступает через оставленный открытым кислородный клапан. Некстати вспомнилось, что в левой штанине скафандра заложены сувениры - целых 100 десятицентовых монет, три доллара и несколько моделей корабля... лишняя тяжесть... Гриссом начал махать руками (Скорее подберите меня!), что спасатели на ближайшем вертолете поняли с точностью до наоборот (У меня все в порядке). Заплыв продолжался 3-4 минуты, и третий вертолет успел подхватить Гриссома за какие-то секунды до того, как он должен был пойти ко дну...

Гриссом был спасен; в 1965-м он слетал командиром Джемини-3 и, вероятно, стал бы первым человеком на Луне, если бы в январе 1967-го не погиб в пожаре корабля Аполлон-1. А его первый корабль вытащить не удалось: пилот вертолета обнаружил падение давления масла и перегрев двигателя и вынужден был сбросить груз. Капсула затонула на глубине 4890 м, и на долгие годы о ней забыли.

Так бы она и осталась на дне Атлантики, если бы не специалист по дистанционно управляемым подводным аппаратам Кёрт Ньюпорт. В 1985 г. он заболел идеей найти и поднять корабль Гриссома. Изучив документы и опросив участников поисково-спасательных работ 21 июля 1961 г., Ньюпорт в марте 1992 г. провел сонарную съемку и нашел на дне т.н. бассейна Блейка объект, который мог бы быть кораблем Гриссома. В сентябре 1993 г. он попытался исследовать дно с дистанционно управляемого аппарата Magellan 725, но средств хватило только на одно погружение, которое оказалось неудачным.

В 1999 г. к финансированию проекта удалось привлечь кабельный телеканал Discovery, и 19 апреля экспедиция вышла в море. Новая съемка обнаружила на дне 88 объектов. К первому из них -за номером 71 - 1 мая был спущен Magellan 725. Они шли без сонара, который, как назло, забарахлил, только по картинке с камер, но Ньюпорту безумно повезло. Не прошло и нескольких минут от начала поиска - и из мглы выступила высокая треугольная тень. Робот подошел поближе и осветил ее фарами - это и был корабль Гриссома! Позже Ньюпорт описывал свои впечатления так: Не может быть... Я не настолько удачлив! Мои глаза говорят мне: да, да, да, а мозг убеждает: нет, нет, нет...

Поднять легендарную капсулу удалось в ночь с 19 на 20 июля 1999 г., а 21 июля, в годовщину старта Гриссома, ее доставили в Порт-Канаверал. Сейчас корабль находится в экспозиции музея Kansas Cosmosphere в городе Хатчинсон в штате Канзас.