Космические корабли "Mercury"

Суборбитальный пилотируемый полет MR-3

Космический корабль: Mercury №7 (Freedom 7), полет MR-3

Ракета-носитель: Mercury Redstone №7

Пилот: Алан Шепард

Старт: 5 мая 1961 г. в 14:34:13 UTC со стартового комплекса LC-5 Центра испытаний ракет ВВС США на мысе Канаверал

Посадка: 5 мая 1961 г. в 14:49:35 UTC в Атлантическом океане

Длительность полета: 15 мин 22 сек

Особенности полета: Первый в США и в мире суборбитальный космический полет. Первое ручное управление космическим кораблем

Первый пилотируемый суборбитальный полет в программе имел обозначение MR-3 (Mercury Redstone 3). Корабль с заводским номером 7 целенаправленно готовили к нему с лета 1960 г. на заводе фирмы McDonnell в Сент-Луисе, а 9 декабря он был доставлен на мыс Канаверал для предстартовой подготовки.

19 января 1961 г. Роберт Гилрут, руководитель Целевой космической группы, вызвал к себе семерых астронавтов и объявил им, что первым летит Алан Шепард, Вирджил Гриссом - вторым, а Джон Гленн будет дублировать обоих. Эти три имени были названы прессе месяц спустя, но кто именно полетит - до 2 мая было тайной.

Ракета с заводским номером 7 была доставлена на мыс Канаверал 30 марта и в первых числах апреля установлена на старте. Узнав, что ему предстоит лететь на корабле №7 и на ракете №7, Алан дал своей капсуле имя собственное - «Свобода-7» (Freedom 7, «Фридом-7»): семерка - в честь ракеты, корабля и семерых астронавтов, ну а «свобода» - по идеологическим соображениям.

Шепард и Гленн сопровождали корабль, разбирались вместе с испытателями в работе системы ориентации, испытывали СЖО капсулы в барокамере, отрабатывали план полета в тренажерах-имитаторах. 18-20 апреля Алан Шепард отрабатывал посадку в корабль на старте и «полет», а 28 апреля был проведен пробный предстартовый отсчет. Пуск был назначен на 2 мая со следующими задачами:

- Ознакомление пилота с условиями полета в космос, включая старт, выведение, невесомость, торможение, посадку; » Оценка человека как функциональной составляющей системы корабль-пилот в режиме ручной ориентации при пассивном полете, во время и после торможения; радиосвязь с пилотом; оценка способности человека выполнять функции квалифицированного наблюдателя;

- Изучение физиологических реакций человека на условия полета;

- Отработка спасательных операций (пилот и корабль).

Пуск готовили на утро 2 мая в надежде на то, что стихнет гроза и кончится дождь над Канавералом, а шквальный ветер в районе приводнения уляжется. Около часа ночи врач астронавтов подполковник Уилльям Дуглас разбудил Шепарда, Гриссома и Гленна. Астронавты позавтракали, и на Шепарда надели скафандр. Он сидел на первом этаже ангара S и ждал команды к отъезду на старт. Но погода так и не улучшилась, пуск отменили, а толпившиеся перед зданием несколько десятков корреспондентов так и не дождались выхода астронавта. Так родилась американская традиция: с первой попытки пилотируемый корабль не улетает.

Вторую попытку сделали через трое суток. Рано утром 5 мая 1961 г. Шепард занял место в корабле и переключил скафандр на бортовую вентиляцию, а техник Джо Шмитт затянул привязные ремни. Стартовая команда хором прокричала: «Счастливой посадки, коммандер!», и за Аланом закрыли люк. Старт несколько раз откладывали: сначала набежавшие облака грозили сорвать киносъемку, потом на ракете перегрелся инвертор, который пришлось заменить. Под занавес пришлось стравливать избыток давления в кислородном баке. Никто не ожидал, что астронавту придется просидеть в корабле 4 часа, никто не задумался о проблеме, пардон, туалета, и пришлось первому американскому астронавту налить в штаны. В общей сложности пуск задержали более чем на 2 часа, и все-таки дошли до отметки «ноль».

Старт состоялся в 09:34:13 EST (14:34:13 UTC). В это время были остановлены занятия в школах и работа в учреждениях, прекратилось уличное движение. Прямой телерепортаж с мыса Канаверал смотрело от 45 до 70 миллионов телезрителей - одним словом, вся Америка.

Полет планировался настолько коротким, что его пришлось расписать посекундно, и даже в очень «ужатом» изложении он поражает своей насыщенностью.

Первые 142 секунды - выведение. С 45-й секунды начало трясти, Шепард плохо видел показания приборов, но не доложил об этом, побоялся напугать Землю. Отсечка двигателя прошла на полсекунды раньше запланированного времени на высоте 59.7 км. Отстрелилась ферма системы аварийного спасения, а через 10 секунд сработали три «пороховика» - и седьмой «Меркурий» автоматически отделился от носителя. Корабль летел под углом 40° к горизонту со скоростью 1955 м/с, автоматически разворачиваясь «хвостом» вперед и слегка вверх. Такую ориентацию полагалось держать в орбитальном полете; также спланировали и суборбитальный.

В Т+03:10 (это время от старта в минутах и секундах), когда разворот закончился, Алан Шепард включил режим ручного пропорционального управления и взялся за ручку. Внимание: впервые в истории космонавтики пилот космического корабля начал управлять им! Корабль Mercury, как и советский «Восток», мог слетать полностью в автоматическом режиме. Однако американцы в первом же полете возложили основные операции на пилота.

Сначала Шепард опустил нос до -34° и снова поднял до -14°, короткими фразами описывая свои действия. Затем последовательно попробовал отклонять нос вправо-влево и вращать капсулу вокруг продольной оси. Следующим пунктом было ручное управление с контролем по виду Земли в перископ. Но от открывшейся перспективы, от цвета океана и островов у Шепарда просто захватило дух! «Какой прекрасный вид!» - невольно воскликнул он... и вернулся к заданию. Разворот на -20° по рысканью, обратно - получается!

По команде Дона Слейтона, оператора связи в пристартовом блокгаузе, Шепард довел угол тангажа до -34° и включил с пульта режим торможения. В апогее траектории, на высоте 187.4 км, в Т+05:11 последовательно сработали три тормозных двигателя. Во время торможения - а оно длилось 22 сек и снизило скорость на 155 м/с - астронавт поддерживал ориентацию капсулы вручную, парируя возмущения. Конечно, корабль сел бы и без торможения, но маневр отрабатывался для орбитального полета.

До входа в атмосферу Алан опробовал другой режим управления, электродистанционный: движения ручки передавались не через систему рычагов, а по электрическим цепям. Отключить тумблер ручного управления он забыл, и от ручки работало два комплекта двигателей одновременно.

В Т+06:14 был автоматически подорван пироболт, крепящий тормозную ДУ к корпусу, но зеленая лампочка на приборной доске не загорелась, пока Алан не выдал дублирующую команду с пульта вручную. Сразу после этого он опустил «хвост» капсулы на 40° вниз, чтобы через минуту войти в атмосферу под правильным углом. За эту минуту астронавт проверил коротковолновой канал связи (не работал) и с закрытыми глазами провел упражнения по оценке координации движений.

В 7+07:48 на высоте около 70 км состояние невесомости закончилось - она продолжалась всего 5 мин 04 сек, исключая время выдачи тормозного импульса. Астронавт выполнил еще несколько движений ручкой, закончив их закруткой капсулы против часовой стрелки со скоростью 2 об/мин. Быстро навалилась перегрузка, достигла 11д, продержалась 4 секунды и столь же быстро упала до терпимой. За время интенсивного торможения температура в капсуле возросла с 35 до 39°С, а в скафандре пилота - с 22 до 24°С. Оболочка капсулы нагрелась до 665°С.

Посадка прошла в полном соответствии с планом. В Т+10:15 на высоте 3.2 км в два этапа раскрылся основной 19-метровый парашют, который снизил вертикальную скорость до 10 м/с. Капсула «Свобода-7» приводнилась спустя 15 мин 22 сек после старта, в 09:49:35 EST, в 130 км к востоко-северо-востоку от острова Гранд-Багама и в 487.3 км от стартового комплекса на мысе Канаверал, с перелетом в 11 км от расчетной точки.

В 09:53 EST спасательный вертолет 26-й авиагруппы морской пехоты под командованием лейтенанта Уэйна Кунза завис над капсулой, а второй пилот Джордж Кокс зацепил ее крюком и приподнял над водой. Выйдя из кресла и открыв люк, Шепард покинул Freedom 7 и был втянут на тросе в вертолет. В 09:59 вертолет поставил капсулу и высадил астронавта на палубу корабля «Лейк-Чамплейн».