Космические корабли "Mercury"

zMercury MA-7 (Aurora-7, SC18)

Дата запуска - 24.05.1962 (12:45:16 UTC)

Индекс - 1962-019A (1962-τ1)

Каталог КК США - 00295

Космодром - Cape Canaveral (Центр испытаний ракет ВВС США на мысе Канаверал), Launch Complex 14

Ракета-носитель - Atlas D 107D

Дата посадки - 24.05.1962 (17:41:21 UTC)

Место посадки - Атлантический океан (в точке 19°30'с.ш., 64°15'з.д.)

Длительность полета - 04 час 56 мин 05 сек

Пилот: Скотт Карпентер

Цель полета: Продолжение испытаний систем "Mercury". Проведение научных медицинских экспериментов.

Особенности полета: Проведены научные эксперименты. Перелет расчетной точки посадки.

Конструкция: Масса капсулы была всего 1349.5 кг - этот рекорд самого легкого орбитального пилотируемого корабля не побит по сей день. С корабля сняли индикатор пути («глобус») и кинокамеру, направленную на приборную доску, убрали красный светофильтр иллюминатора, сократили набор средств обозначения положения после посадки и упростили систему привязных ремней астронавта - но зато в кресле был более удобный ложемент. Капсула Карпентера имела доработки в системе ориентации и в парашютной системе, а также защиту в цепи срабатывания посадочного амортизатора.

Хроника полета: 24 мая в 07:45:16 по местному времени (12:45:16 UTC) «Аврора-7» стартовала. Этот запуск удалось провести с первой попытки; он был задержан лишь на 45 минут из-за тумана. Через 5 минут капсула вышла на орбиту высотой 160.9x268.5 км.

Во время выведения Карпентер казался спокоен, как удав: его пульс не поднялся выше 96, в то время как у Гриссома было 162. Сразу после отделения астронавт взял на себя управление, развернул капсулу и вплоть до Канарских островов наблюдал и фотографировал через большой иллюминатор удаляющийся «Атлас» и «хвост» из ледяных кристаллов, которые тянулись за двигателем ракеты.

Карпентеру запланировали, помимо испытания корабля и себя самого, шесть экспериментов. Гленн выполнял лишь один из них - наблюдение световых сигналов с Земли, но если Джону помешала гроза над Индийским океаном, то Скотту - плотная облачность над Австралией. Недостаток времени помешал съемке облачных структур для Бюро погоды США, но, вслед за Германом Титовым, Карпентер пронаблюдал и заснял на цветную пленку большое количество ориентиров (озеро Чад, леса Мадагаскара и т.д.). Скотт также снимал горизонт и заход Солнца, наблюдал с помощью фотометра заход звезды Фекда и определил толщину светящегося слоя в атмосфере в 2°. Он провел и первый в космосе эксперимент по физике жидкости - в интересах разработки бортовых двигательных установок КА пронаблюдал и заснял явление смачивания жидкостью капиллярной трубки.

Через 98 мин после старта Карпентер выполнил сброс из антенного отсека надувной мишени - майларовой сферы диаметром 76 см, состоящей из секторов разного цвета. Сфера, правда, надулась только на 1/3, трос не натянулся до конца, и определить опытным путем коэффициент аэродинамического сопротивления не удалось. Во время дальнейших разворотов 30-метровый нейлоновый трос намотался на носовую часть капсулы, и отстрел на 3-м витке не получился, так что мишень болталась за кораблем и сгорела при входе в атмосферу. И все же это был первый субспутник, выведенный с пилотируемого корабля.

Карпентер пробовал лететь по-всякому: и вверх ногами, и носом вниз. Он видел гленновские «искорки» и понял, что это снежинки, которые появляются при ударе по стенке корабля. На первом витке Скотт поел, причем крошки разлетелись по всей кабине.

Радиообмен Карпентера с Землей разительно отличался от подробных и сухих докладов Гленна. Скотт шутил, передавал приветы знакомым, часто сбивался и поправлял себя... а между тем он не успевал за перегруженной сверх меры программой и допускал ошибки при ориентации. Возможно, влияла высокая температура: в кабине она доходила до 42°С, в скафандре временами поднималась до 32-35°С.

Уже к 108-й минуте полета астронавт израсходовал половину рабочего тела из бака автоматического контура управления и треть из бака ручного. В середине второго витка Карпентеру пришлось отключить автомат ориентации, а большую часть третьего витка (66 минут) он провел в дрейфе.

Индикатор тангажа на «Авроре-7» врал на 20°, и только перед самым торможением Скотт это заметил. Занятый до последнего «охотой за снежинками», он не успел подправить ориентацию - и автоматика запретила вход в режим торможения. Выждав две секунды, Карпентер запустил режим вручную. В результате ТДУ начала работать с опозданием на 3.8 секунды, в Т+04 час 33 мин 10.3 сек. Но беда была не в этом и не в том, что «пороховики» развили только 97% расчетной тяги, и не в неизбежной ошибке по тангажу. Беда была в том, что отклонение по рысканью достигало 27°, снижая эффективность торможения! Когда оно закончилось, радиолокационная станция Пойнт-Аргуэльо предсказала перелет на 456 км; фактически он составил чуть больше 400 км.

Сразу после выдачи тормозного импульса кончилось рабочее тело в баке ручного контура: Карпентер забыл выключить этот режим! Во время входа в атмосферу астронавт использовал для стабилизации бак автоматического контура и электродистанционный режим управления. Больше всего он боялся, что кончится и этот запас - и это случилось... но, к счастью, на высоте 24 км, когда пик нагрузок был уже позади.

Приводнившись, капсула завалилась вперед и влево на 60°. Карпентер не стал дожидаться ее выравнивания - обливаясь потом, он вылез наружу через верхний люк и надул спасательный плот (чуть не утонув по ходу дела «по примеру» Гриссома). Через 39 мин после посадки к капсуле вышел самолет поисковой службы, а еще через 20 мин десантировались двое спасателей - чего астронавт умудрился не заметить. Первым к капсуле подплыл Джон Хейтч, и Карпентер встретил его изумленным «Ты как сюда попал?». Лишь через 2 час 59 мин после приводнения Скотт оказался на борту вертолета и через 4 час 11 мин - на авианосце «Интерпид». «Аврору» же еще двумя часами позже подобрал эсминец «Пирс».

Карпентер, у которого как выяснилось позднее, не оказалось почти никакого пилотажного опыта, искренне считал, что героически вышел из сложнейшей ситуации, забыв о том, что сам ее и создал. Руководитель полета Кристофер Крафт был взбешен его работой и заявил во всеуслышанье: «Этот сукин сын при мне больше не полетит». Так оно и вышло.

Уже в наши дни оба они, Крафт и Карпентер, опубликовали мемуары - и каждый остался при своем мнении.


Объекты зарегистрированные при запуске 1962-019 (1962-τ)

Отделение   NORAD  Int.des1   Int.des2       Срок сущес     Наименование объекта

24.05.1962  00295  1962-τ1    1962-019A      24.05.1962     Mercury MA-7 (Aurora-7, SC18)

24.05.1962  00296  1962-τ2    1962-019B      25.05.1962     Atlas D 107D