Космические корабли "Mercury"

Mercury MA-6 (Friendship-7, SC13)

Дата запуска - 20.02.1962 (14:47:39 UTC)

Индекс - 1962-003A (1962-g1)

Каталог КК США - 00240

Космодром - Cape Canaveral (Центр испытаний ракет ВВС США на мысе Канаверал), Launch Complex 14

Ракета-носитель - Atlas D 109D

Дата посадки - 20.02.1962 (19:43:02 UTC)

Место посадки - Атлантический океан (в точке 2°25.6'с.ш., 68°36.5'з.д.)

Длительность полета - 04 час 55 мин 23 сек

Пилот: Джон Гленн

Цель полета: Первый в США орбитальный космический полет. Испытание бортового оборудования капсулы "Mercury", оценка возможности участия космонавта в управлении полетом, исследование воздействия на человека условий полета в космосе.

Особенности полета: Ручная ориентация капсулы в течение двух витков ввиду отказа автоматической системы.

Хроника полета: 20 февраля В 02:20 местного времени Гленна разбудил врач Билл Дуглас. Завтракали вчетвером: Дуглас, Гленн, Карпентер и Шепард. Скотт уехал на старт первым подготовить капсулу, а Джон - после медицинского обследования, наклейки датчиков и надевания скафандра. В 06:03 астронавт занял место в кабине. Стали закрывать люк - и повторилась история с Гагариным. Один из 70 болтов оказался сломан, пришлось люк открывать и закрывать вторично.

Только на это ушло 40 минут, а всего пуск был задержан на 2 часа 17 минут, потому что на ракете сначала пришлось заменить радиолокационный приемоответчик, а в конце - клапан насоса на магистрали жидкого кислорода. Беспокоила погода, но в полдевятого утра облака разошлись.

В 9 часов началась прямая телевизионная трансляция. В 09:47 (14:47:39 UTC) РН стартовала. Миллионы американцев услышали, как над Канавералом раздалось американское «Поехали!» - «We are on the way!».

Через 301.4 сек при перегрузке 7.7g прошла отсечка основного двигателя «Атласа». Сработали пороховики отделения капсулы, наступила невесомость. «Дружба-7» вышла на орбиту. «У тебя по крайней мере семь витков», - передал с Канаверала Алан Шепард; это означало, что орбита расчетная. Через несколько минут стали известны ее параметры: наклонение - 33.54°, высота - от 157.2 до 255.6 км, период обращения -88 мин 29 сек.

Пока автоматика разворачивала корабль хвостом вперед, Гленн передал, что «Атлас» кувыркается в сотне-другой ярдов сзади. Подлетая к Африке, Джон смог насладиться сверкающим горизонтом и четкой береговой линией, увидеть пылевую бурю над Сахарой. А уже через 25 минут после старта он взял на себя управление, чтобы развернуть корабль на 60° вправо. Над Индийским океаном он вошел в тень и доложил: «Вижу звезды над собой, но пока не могу опознать созвездия». Небо было абсолютно черным, землю чуть-чуть подсвечивала луна, а над горизонтом был виден слой дымки.

На 55-й минуте полета Гленн доложил, что отлично видит огни Перта. Жители этого австралийского города постарались: приветствуя астронавта, они включили все осветительные приборы и даже застелили траву белыми простынями.

На 73-й минуте Гленн попробовал поесть яблочный мусс. Никаких проблем - ни с глотанием пищи, ни с самочувствием (впрочем, невесомость не беспокоила его до конца полета).

В этот момент взошло солнце, и астронавт с заметным волнением доложил, что его окружают тысячи маленьких светящихся частиц, которые движутся вместе с кораблем, кружатся и отстают: «Я никогда такого не видел». Потом уже выяснилось, что желтовато-зеленые «искорки Гленна» - это замерзшие льдинки, продукт разложения перекиси водорода двигателей ориентации.

При входе в зону радиовидимости станции Пойнт-Аргуэльо астронавт доложил, что автомат перестал держать ориентацию и пришлось перейти на ручное управление. Джон переходил с одного режима управления на другой и почти до конца полета поддерживал ориентацию «Дружбы» вручную, причем трижды разворачивал корабль на 180°. Эта проблема была первой, но не единственной.

На 96-й минуте полета сорвался сеанс связи с президентом Кеннеди, и в это же время в ЦУПе увидели тревожный сигнал по телеметрии: параметр «сегмент 51» показывал, что надувной посадочный амортизатор и теплозащитный экран не закреплены. А это означало, что после торможения и отстрела ТДУ экран отвалится от корабля -и «Меркурий» сгорит в атмосфере. Если, конечно, датчик не врет...

Гленн делал второй виток, наземные станции «передавали» его друг другу почти без перерывов: Канаверал, Бермуда, плавучий НИП в Атлантике, Кано, Занзибар, судно в Индийском океане (все три витка над ним бушевала гроза, и астронавт ее видел), Мучеа, Вумера, Кантон, Гавайи, Пойнт-Аргуэльо, Уайт-Сэндз, Корпус-Кристи. Джон выполнял плановые развороты и проверял возможность ориентации в тени, наблюдал заход и восход солнца и отдельные наземные цели, следил за самочувствием, проверял остроту зрения и координацию движений, выполнял упражнения с эспандером.

К началу третьего витка запас рабочего тела в ручной системе упал до 60%, и Шепард рекомендовал лечь в дрейф. Но «Дружба-7» летела как-то странно: приборы показывали нулевые отклонения, а пилот ясно видел, что они достигают 20-50° по каждой оси. Приходилось «подрабатывать» вручную. Вдобавок Джон заметил, что большой иллюминатор стал грязным. Но он был уверен, что сможет вручную сориентироваться для торможения, и даже нашел момент пошутить с Купером. Как раз истекло 4 часа полета, и Гленн попросил доложить по команде, что требуемую месячную норму налета за февраль он набрал и ожидает выплаты «летной» надбавки.

Управленцы Кристофера Крафта решили, что Гленн не должен сбрасывать ТДУ после торможения - тогда ее крепление удержит экран до входа в атмосферу, а когда оно перегорит - уже будет держать скоростной напор. И хотя по вопросам и оговоркам операторов пилот понял, что у него не все в порядке, сути проблемы он не знал почти до конца.

В 18:20:16 UTC началось торможение («Меня несет обратно к Гавайям...»), и через минуту капсула сошла с орбиты. Из-за запрета отстрела ТДУ Гленну пришлось вручную стабилизировать корабль при входе в атмосферу. Он справился, но полностью израсходовал все топливо... за 51 секунду до ввода вытяжного парашюта.

Приводнение произошло в 267 км к востоку от о-ва Гранд-Тёрк, с недолетом на 65 км, но всего в 10 км от эсминца «Ноа», который и подобрал капсулу через 21 минуту. Гленн больше времени потратил на выход из капсулы: через передний люк пробраться не удалось и пришлось вылезать через боковой.

Джон Гленн показал, что может сделать человек в космическом полете. А что же злополучный «сегмент 51»? А ничего - сигнал оказался ложным.


Объекты зарегистрированные при запуске 1962-003 (1962-γ)

Отделение   NORAD  Int.des1   Int.des2       Срок сущес     Наименование объекта

20.02.1962  00240  1962-γ1    1962-003A      20.02.1962     Friendship Seven (MA-6) (Mercury SC13)

20.02.1962  00241  1962-γ2    1962-003B      21.02.1962     Atlas D 109D