Хроника полета

Первая усовершенствованная станция ДОС-3 (17К №123) была изготовлена во второй половине 1972 г. и в декабре после испытаний в ЦКБЭМ была отправлена на космодром.

В апреле 1973 г Госкомиссия назначила старт ДОС-3 на 8 мая. Но в этот день запуск не состоялся - после объявления 20-минутной готовности была обнаружена течь окислителя в районе бокового блока Г первой ступени «Протона». Госкомиссия отменила пуск.

Между В.П.Мишиным и В.Н.Челомеем, отвечавшим за РН «Протон», возник спор: первый требовал заменить носитель, второй обещал отремонтировать его прямо на стартовой позиции. В итоге было решено отремонтировать ракету на старте. В течение нескольких часов работа была выполнена - и выдано разрешение на старт носителя. Однако Мишин, помня о потере ДОС-2 из-за аварии РН, все еще требовал замены ракеты. Такое решение повлекло бы задержку старта ДОС-3 на 1-2 месяца. Лишь жесткая позиция остальных членов Госкомиссии позволила дать команду на повторную подготовку к старту.

Запуск ДОС-3 (17К №123) состоялся 11 мая 1973 г. в 03:20:00 ДМВ. Станция была выведена на орбиту без замечаний... И тут трагически сложились технические и организационные проблемы. На первом витке станция должна была «погасить» колебания и построить ориентацию для маневра подъема орбиты.

Подчиняясь сигналам нового ионного датчика, система ориентации и стабилизации так энергично «шуровала» двигателями, что их «выхлоп» искажал сигналы датчика и станция «раскачивалась»! Когда информация об этом дошла в Евпаторию, было уже поздно - команда «отключить борт» не прошла. За полтора витка станция выработала весь бортовой запас топлива и стала неуправляемой.

Всего месяц отделял эту неудачу от аварии на орбите первого «Алмаза», и всего три дня оставалось до старта «Скайлэба». Чтобы скрыть новый провал, выпустили сообщение ТАСС о запуске «Космоса-557»; впрочем, западные специалисты вскоре сумели установить природу «безликого» спутника по радиосигналам. 22 мая 1973 г. в результате естественного торможения станция сошла с орбиты.