LOVELL James Arthur, Jr.

Астронавт мира № 22

Астронавт США № 11

(25.03.1928)

Родился 25 марта 1928 года в городе Кливленд (Cleveland), штат Огайо. В 1946 году окончил среднюю школу Juneau High School в городе Милуоки (Milwaukee), штат Висконсин.

Отучился два года в Университете Висконсина (University of Wisconsin), а затем перевелся в Военно-морскую академию.

В 1952 году окончил Военно-морскую академию США (United States Naval Academy) и получил степень бакалавра наук, и поступил на службу в ВМС с 1952 года, служил в различных авиационных соединениях.

В 1958 году окончил Школу летчиков-испытателей ВМС (Naval Test Pilot School) на авиастанции Пэтъюксент Ривер (NAS Patuxent River) в Мэриленде. В течении четырех лет работал летчиком-испытателем в Летно-испытательном центре ВМС (Naval Air Test Center) в Пэтъюксент Ривер. Был руководителем программы F4H Phantom.

Был одним из финалистов первого набора астронавтов НАСА в 1959 году, но зачислен не был.

В сентябре 1962 года был зачислен в отряд астронавтов НАСА во время второго набора.

Его общий налет к моменту зачисления в отряд составлял около 5 000 часов, из них более 3 500 на реактивных самолетах.

Был назначен дублером пилота корабля Gemini 4.

Первый полет совершил с 4 по 18 декабря 1965 года в качестве пилота корабля Gemini 7. Во время полета было проведено сближение на растояние 30 см с выведеным позже кораблем Gemini 6. После 5-и часового совместного полета корабли вновь разошлись. Сам же полет являлся на том момент рекордным по продолжительности. Продолжительность полета составила 13 суток 18 часов 35 минут 1 секунда.

В январе 1966 года был назначен дублером командира комабля Gemini 10 и предполагалось, что он будет командиром корабля Gemini 13 (тогда еще не было известно, что последним станет полет Gemini 12). Однако после гибели в авиакатострофе в феврале 1966 года основного экипажа корабля Gemini 9 Эллиота Си (Elliott See) и Чарльза Бассета (Charles Bassett) экипажи были перемещены. Экипаж Джеймса Ловелла стал дублирующим экипажем Gemini 9 и, соответсвенно, основным экипажем Gemini 12.

В июне 1967 года Президент США Линдон Джонсон (Lyndon Johnson) назначил Ловелла консультантом по физической культуре и спорту.

Второй полет совершил с 11 по 15 ноября 1966 года в качестве командира корабля Gemini 12. Это был последний полет корабля серии Gemini, за время которого он сделал 59 оборотов вокруг Земли. Продолжительность полета составила 3 суток 22 часа 34 минуты 31 секунда.

Был переведен на программу Apollo. В 1967 году был назначен в бублирующий экипаж корабля Apollo-8. Однако в июле 1968 года заменил в основном экипаже Майкла Коллинза, у которого возникли проблемы с медициной.

Третий полет совершил с 21 по 27 декабря 1968 года в качестве пилота командного модуля (Command Module Pilot) корабля Apollo 8. 24 декабря корабль перешел на селеноцентрическую орбиту, на которой оставася 20 часов 07 минут, сделав 10 витков. Таким образом впервые в истории пилотируемый корабль вышел на орбиту Луны. Продолжительность полета составила 6 суток 3 часа 00 минут 42 секунды.

Был назначен командиром дублирующего экипажа корабля Apollo 11, во время его полета корабля работал оператором связи с экипажем (CapCom) в Центре управления. Был назначен командиром экипажа Apollo 14. Однако после того, как комисиия НАСА отказалась утвердить кандидатуру вновь получившего летнй статус Алана Шепарда (Alan Shepard) командиром Apollo 13 (считая, что ему необходимо дать больше времени для подготовки), в августе 1969 года Ловелл предложил перевести свой экипаж на корабль Apollo 13.

Четвертый полет совершил с 11 по 17 апреля 1970 года в качестве командира корабля Apollo 13. Программа полета предполагала посадку на Луну в районе Фра Маура (Fra Mauro), которую должны были выполнить Джеймс Ловелл и Фред Хейсом. Однако из-за взрыва кислородного баллона и выхода из строя энергетической установки корабля на трассе Земля - Луна (на 328 000 км от Земли) командный модуль Odyssye потерял управление и полет с посадкой Луну был невозможен. Тогда в сеансе связи и прозвучала ставшая знаменитой фраза: Houston, we have a problem (Хьюстон, у нас проблема). Используя многократное включение двигателя посадочной ступени лунного модуля Aquarius (в принципе рассчитанном только на однократное включение) экипажу удалось, обогнув Луну по пролетной траектории, возвратиться на Землю. Продолжительность полета составила 5 суток 22 часа 54 минуты 41 секунда.

В 1970 году президентом Никсоном был назначен председателем комитета по физической культуре (Physical Fitness Council), в котором он работал до 1978 года.

С 1971 года (после окончания Гарвардской школы бизнеса) служил пилотом-инструктором и инженером по технике безопасности в 101-й истребительной эскадрильи (Fighter Squadron 101) на авиастанции Океания (NAS Oceana) в Вирджинии.

В 1971 году прошел обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School) по военной программе разработки перспективных средств управления.

С мая 1971 года работал заместителем директора космического центра Джонсона (Johnson Space Center) по научным и прикладным вопросам.

Ушел из отряда астронавтов и в отставку из ВМС в звании кэптэн (капитан I ранга) ВМС в марте 1973 года.

С марта 1973 года работал в компании Bay-Houston Towing Company, занимавшейся горными разработками, портовыми и прибрежными буксирными перевозками и изготовлением торфяных брикетов для промышленного садоводства и сельского хозяйства. В марте 1975 года стал президентом и главным исполнительным директором этой компании.

С января 1977 по январь 1981 года работал президентом компании Fisk Telephone Systems в Хьюстоне, производящей оборудование для бизнес-коммуникаций.

С января 1981 по февраль 1991 года работад в корпорации Centel Corporation. Сначала в должности вице-президента, курирующего группу отделений корпорации, занимающихся бизнес-коммуникациями, а затем исполнительным вице-президентом и членом совета директоров.

18 октября 2000 вошел в совет директоров компании Space Media Inc.

Основал собственную компанию Lovell Communications, и являетя ее президентом. Она из задач компании - распространение информации о космической программе Соединенных Штатов.

Соавтор вместе с Джеффри Клюгером (Jeffrey Kluger) книги Lost Moon (Потерянная Луна), на основе которой был снят фильм Apollo 13.

Награжден медалью ВМС «За выдающиеся заслуги» (Navy Distinguished Service Medal), Крестом «За выдающиеся летные заслуги» от ВМС (Distinguished Flying Cross). Награжден также медалью НАСА «За выдающиеся заслуги» (NASA Distinguished Service Medal), и двумя медалями НАСА «За исключительные заслуги» (NASA Exceptional Service Medal).

Семейное положение:

Жена - Мэрилин Герлах (Marilyn Gerlach).

Дети: дочь Барбара Л. (Barbara L., 13.10.1953), сын Джеймс Э. (James A., 15.02.1955), дочь Сьюзэн К. (Susan K., 14.07.1958) и сын Джеффри К. (Jeffrey C., 14.01.1966).

Увлечения: Гольф, плавание, гандбол, тенис, плавание под парусом.

Полеты в космос

№ п/п

Дата полёта

КК

Продолжительность

Должность

1

04-18.12.1965

Gemini-7

13 суток 18 часов 35 минут 1 сек

Pilot

2

11-15.11.1966

Gemini-12

3 суток 22 часа 34 мин 31 сек

Commander

3

21-27.12.1968

Apollo-8

6 дней 3 часа 42 сек

Commander

4

11-17.04.1970

Apollo-13

5 суток 22 часа 54 минуты

Commander

Итого: 4 полета общей продолжительностью 29 суток 19 часов 4 минуты