YOUNG John Watts

Астронавт мира № 17

Астронавт США № 6

(24.09.1930)

Родился 24 сентября 1930 года в городе Сан-Франциско (San Francisco), штат Калифорния, но вырос в городе Орландо (Orlando) во Флориде - совсем неподалеку от того места, где много лет спустя появятся Восточный полигон и Космический центр имени Кеннеди.

Учился в начальной школе (Cherokee Avenue School) в городе Кастервиль (Cartersville) в Джорджии, в начальной школе (Princeton Elementary School) в Орландо (Orlando), штат Флорида и в неполной средней школе (Memorial Junior High School) в Орландо. Окончил среднюю школу (Orlando High School) в Орландо. Авиацией и ракетной техникой он увлекся еще в школе и в 1948 г. поступил в Технологический институт Джорджии, на специальность «авиационная техника».

В 1952 году окончил Технологический институт Джорджии (Georgia Institute of Technology) и получил степень бакалавра наук по авиационной технике «с высочайшим отличием».

После окончания института начал службу в ВМС США. До июня 1953 года служил на эскадренном миноносце USS LAWS (DD-558) офицером управления огнем, принимал участие в Корейской войне.

В июне 1953 года начал подготовку в летном училище при командовании подготовки кадров ВВС на авиастанции Пенсакола (NAS Pensacola) во Флориде. С июня по декабрь 1954 года прошел обучение в Школе повышенной подготовки ВМС (Navy Advanced Training School) на авиастанции Корпус Кристи /Тело Христово/ (Corpus Christi) в Техасе.

С января 1955 по 1959 год служил летчиком-истребителем в 103-й истребительной эскадрильи (Fighter Squadron 103), летая на самолетах F9 Cougar с борта авианосца USS Coral Sea (CV-43) и F-8 Crusader с борта авианосца USS Forrestal (CVA-59).

С февраля 1959 года проходил подготовку (Class 23) в Школе летчиков-испытателей ВМС США (Navy Test Pilot School) на авиастанции Пэтъюксент Ривер (Patuxent River) в Мэриленде, и в течении 3 лет служил в Летно-испытательном центре ВМС (Naval Air Test Center). Принимал участие в совершенствовании комплекса вооружений самолетов F9 Cougar и F4-H Phantom. 21 февраля 1962 года взлетем с на аваистанции Брауншвейк (NAS Brunswick), штат Мэн, установил мировой рекорд по скорости подъема самолета F4H-1 Phantom II на высоту 3 км (34,523 секунды). 3 апреля установил аналогичный рекорд для высоты 25 км - 230,440 секунды.

К моменту зачисления в отряд астронавтов НАСА служил офицером по техническому обслуживанию в 143-й истребительной эскадрильи (Fighter Squadron 143) на авиастанции Мирамар (NAS Miramar) в Калифорнии.

В сентябре 1962 года был зачислен в отряд астронавтов НАСА во время второго набора. Янг единственный человек который совершил полеты на трех различных типах космических кораблей.

Летом 1963 г. он был назначен пилотом Gemini 5 и вместе с Уолтером Ширрой должен был провести первую стыковку на орбите, но уже через несколько месяцев оказался вместе с Вирджилом Гриссомом в самом первом экипаже Gemini.

Первый полет совершил 23 марта 1965 года в качестве пилота корабля Gemini 3. Это был первый пилотируемый полет американского двухместного корабля новой серии. Во время полета астронавты выполняли первый маневр по изменению орбиты корабля с использованием ручного управления. Продолжительность полета составила 4 часа 52 минуты 31 секунда.

До конца 1965 г. Гриссом и Янг дублировали Gemini 6, а в декабре Янг был назначен командиром Gemini 10.

Второй полет совершил с 18 по 21 июля 1966 года в качестве командира корабля Gemini 10. На четвертом витке корабль Gemini 10, произведя несколько маневров, осуществил стыковку с ракетой Agena, после чего были включены ее двигатели и экипаж корабля вывел систему Agena-Gemini на новую, более высокую орбиту — около 760 километров от поверхности Земли. Продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 46 минут 39 секунд.

В конце 1966 г. был сформирован «аполлоновский» экипаж - Томас Стаффорд, Джон Янг и Юджин Сернан - который дублировал программу Apollo 2, стыковку командно-служебного модуля Apollo с запущенным отдельно лунным модулем. После гибели в январе 1967 г. экипажа Apollo 1 команда Стаффорда стала дублировать уже первый пилотируемый полет, который состоялся в октябре 1968 г. под названием Apollo 7. Сразу после этого экипаж Стаффорда нацелили на Apollo 10 - генеральную репетицию первой посадки на Луну. Могло сложиться и так, что именно Стаффорд и Сернан первыми прошли бы по Луне, а Янг ждал бы их на орбите в командном модуле.

Третий полет он совершил с 18 по 26 мая 1969 года в качестве пилота командного модуля корабля Apollo 10. Это был последний испытательный полет Apollo. Был проведен облет Луны с выходом 21 мая на селеноцентрическую орбиту, на которой оставася 61 час 35 минут. Во время автономного полета лунного модудя Snoopy оставался на борту командного модуля Charlie Brown. Продолжительность полета составила 8 суток 00 часов 03 минуты 23 секунды.

Сразу после этого Янг был назначен командиром дублирующего экипажа, в который вошли Джон Свайгерт и Чарлз Дьюк. В апреле 1970 г. дублер Свайгерт ушел в полет на злосчастном Apollo 13 вместо Томаса Маттингли, а два года спустя, в апреле 1972 г., уже Маттингли дежурил на орбите вокруг Луны, пока Джон Янг и Чарлз Дьюк трое суток работали на лунной поверхности в горном районе Декарт.

Четвертый полет Янг совершил с 16 по 27 апреля 1972 года в качестве командира корабля Apollo 16. Янг стал 9-м человеком ступившим на Луну. Продолжительность полета составила 11 суток 1 час 51 минута 5 секунд. На поверхности Луны астронавты Джон Янг и Чарльз Дьюк пробыли 71 час 2 минуты (с 21 по 24 апреля), и трижды работали вне посадочного модуля (LM) Orion: 21 апреля в течении 7 часов 11 минут, 22 апреля в течении 7 часов 23 минут и 23 апреля в течении 5 часов 40 минут. Во время выхода астронавты использовали для передвижения по поверхности специальный луномобиль, на котором проехали 27 км. На Землю было доставлено 96 кг лунной породы. От лунного модуля астронавты отъезжали на 4.6 км.

Сразу после полета Янг, Дьюк и Стюарт Руса отдублировали последний полет, Apollo 17.

В январе 1973 года возглавил Отделение шаттлов (Space Shuttle Branch) Отдела астронавтов НАСА, принимал участие в разработке и создании флота шаттлов.

В январе 1974 года был назначен начальником Отдела астонавтов, на котором отвечал за координацию, планирование и реализацию всех пилотируемых космических полетов. Работал на этом посту до мая 1987 года.

Ушел в отставку из ВМС в сентябре 1976 года.

Пятый полет совершил с 12 по 14 апреля 1981 года в качестве командира экипажа первого испытательного полета шаттла Columbia STS-1. Продолжительность полета составила 2 суток 06 часов 21 минуту 54 секунды.

Шестой полет совершил с 28 ноября по 8 декабря 1983 года в качестве командира экипажа шаттла Columbia STS-9. Продолжительность полета составила 10 суток 7 часов 48 минут 17 секунд.

В сентябре 1985 г. Джон Янг был назначен командиром экипажа, которому предстояло вывести на орбиту Космический телескоп имени Хаббла. Миссия 61-J планировалась на октябрь 1986 г., но не состоялась - январская трагедия «Челленджера» надолго поставила шаттлы «на прикол». Во время расследования катастрофы Янг выступил с резкой критикой руководства NASA, обвиняя его в спешке, в стремлении выполнить график полетов шаттлов любой ценой. И хотя эти обвинения были вполне справедливы, записка Янга попала в прессу - и на ее автора «заточили зуб». Формально он считался действующим астронавтом, который «может быть назначен в очередной экипаж», а на деле «его» телескоп Хаббла в апреле 1990 г. отправился в космос без Янга.

С мая 1987 по февраль 1996 года Джон Янг работал помощником директора Космического центра Джонсона (Johnson Space Center) по специальным вопросам (техническим, эксплуатационным и вопросам безопасности полетов).

Это была отнюдь не кабинетная работа - так, в декабре 1994 г. Янг отрабатывал на тренажерах аварийное возвращение шаттла к месту старта после запуска к станции «Мир» и дал разрешение на такие полеты.

В феврале 1996 года Джон Янг был назначен первым помощником директора Космического центра Джонсона по техническим вопросам.

В июле 2002 года Джон Янг был зачислен в созданную в Отделе астронавтов категорию астронавтов-менеджеров, занимающихся административной или технической работой, которые, там не менее, могут включаться в экипажи шаттлов. Оставался астронавтом-менеджера НАСА до 31 декабря 2004 года.

Имеет общий налет более 15 100 часов на различных ЛА.

Награжден Награжден Почётной медалью конгресса США (Congressional Space Medal of Honor), двумя медалями ВМС «За выдающиеся заслуги» (Navy Distinguished Service Medal), тремя Крестами от ВМС «За выдающиеся летные заслуги» (Distinguished Flying Cross). Награжден также тремя медалями НАСА «За выдающиеся заслуги» (NASA Distinguished Service Medal), медалью НАСА «За выдающееся лидерство» (NASA Outstanding Leadership Medal) медалью НАСА «За исключительные технические достижения» (NASA Exceptional Engineering Achievement Medal) , медалью НАСА «За исключительные научные достижения» (NASA Exceptional Scientific Achievement Medal).

Семейное положение: Жена - Сьюзи Фельдман (Susy Feldman);

Двое детей: Джон (John) и Сэнди (Sandy).

Увлечения: виндсерфинг, велоспорт, садоводство и чтение.

Полеты в космос

№ п/п

Дата полёта

КК

Продолжительность

Должность

1

23.03.1965

Gemini 3

4 час 52 мин 31 сек

Plt

2

18-21.07.1966

Gemini 10

2 суток 22 часа 46 мин 39 сек

Com

3

18-26.05.1969

Apollo-10

8 сут 0 час 3 мин 23 сек

CSM Plt

4

16-27.04.1972

Apollo-16

11 сут 1 час 51 мин

Com

5

12-14.04.1981

Columbia-1

2 сут 6 час 20 мин 53 сек

Com

6

28.11-08.12.1983

Columbia-6

10 сут 7 час 47 мин 24 сек

Com

Итого: 6 полетов общей продолжительностью 38 суток 15 часов 39 минут

Внекорабельная деятельность

№ п/п

Дата выхода

Длительность

Назначение

1

21.04.1972

7 часов 11 минут 2 сек

Выход на поверхность луны

2

22.04.1972

7 часов 23 минуты 9 сек

Выход на поверхность луны

3

23.04.1972

5 часов 40 минут 3 сек

Выход на поверхность луны

Итого: 3 выхода общей продолжительностью 20 часов 14 минут