COOPER Gordon Leroy, Jr.

Астронавт мира № 8

Астронавт США № 4

(06.03.1927-04.10.2004)

Родился 6 марта 1927 года в городе Шоуни (Shawnee), штат Оклахома. Начальную школу (Primary School) окончил в городе Шоуни, среднюю школу (Secondary School) окончил в городе Мюррей (Murray) в Кентукки.

Сразу после окончания школы в 1945 году, начал военную службу в Корпусе морской пехоте (Marine Corps), и оставался на активной службе до 1946 года. Прошел подготовку на подготовительных курсах Военно-морской академии США (United States Naval Academy Preparatory School).

В 1946 - 1949 году учился в Гавайском университете (University of Hawaii).

В 1949 году начал службу в ВВС США и был направлен на начальную летную подготовку на базы ВВС Пэррен (Perrin AFB) в Техасе и Уилльямс (Williams AFB) в Аризоне.

В 1950 - 1954 годах служил пилотом самолетов F-84 и F-86 в составе 86-й истребительно-бомбардировочной группировки в Герании, а затем стал командиром 525-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи (525th Fighter Bomber Squadron). Во время службы прошел обучение в вечерней школе Университете Мэриленда в Мюнхене (Европейский филиал).

В 1954 - 1956 годах учился в технологическом институте ВВС (Air Force Institute of Technology) и получил степень бакалавра наук по авиационной технике.

В 1956 - 1957 годах прошел подготовку в Школе ВВС США по подготовке пилотов для экспериментальных летных испытаний (USAF Experimental Flight Test School) на базе ВВС Эдвардс (Edwards AFB) в Калифорнии (Class 56-D). По ее окончанию до 1959 года служил в отделении эксплуатации техники (Performance Engineering Branch) в лётно-испытательном центре ВВС (Air Force Flight Test Center) на базе Эдвардс инженером экспериментальных летных испытаний и летчиком-испытателем, участвовал в испытаниях F-102A и F-106B .

В апреле 1959 года был зачислен в первый отряд астронавтов НАСА. Прошел полный курс подготовки и специализировался по всем вопросам, связаным с выведением на орбиту (РН Redstone, конфигурация, предстартовые операции, траектория выведения, аэродинамическое сопротивления и т.д.).

Работал оператором связи с кораблем (CapCom) во время полетов Mercury MA-6 and MA-7, был дублером Уолтера Ширры во время полета Mercury MA-8 (Sigma-7) в октябре 1962 года.

Первый полет совершил с 15 по 16 мая 1963 года на корабле Mercury MA-9 (капсула № 20 Faith 7, РН Mercury-Atlas-D). Первый американский пилотируемый полет продолжительностью свыше суток, сделал 22 витка вокруг Земли. Во время полета Купер впервые использовал телевизионную камеру. На этапе посадки из-за отказа автоматики Купер управлял всеми операциями спуска вручную.

Когда отказала автоматика на корабле Faith 7, Гордон Купер по звездам и по огням ночного Шанхая сориентировал и вручную развернул капсулу для схода с орбиты. Вручную «держал» корабль, пока работали его три двигателя. Вручную отстрелил ТДУ - при этом из-за производственного дефекта не произошло отделение электрических кабелей. Вручную сориентировался для входа в атмосферу и выполнил закрутку...

В итоговый отчет по проекту Mercury внесли такую запись: если бы в четырех пилотируемых орбитальных полетах на борту не было пилота, то лишь капсула Ширры слетала бы нормально, гленновская села бы досрочно, а корабль Купера потерпел бы катастрофу.  Продолжительность полета составила 1 сутки 10 часов 19 минут 49 секунд.

Второй полет совершил с 21 по 28 августа 1965 года в качестве командира корабля Gemini 5. Стал первым человеком, дважды совершившим орбитальный полет. Во время этого полета (29 августа) впервые в истории был организован сеанс связи с лабораторией Sealab 2, находящейся на глубине 62,5 метра, на которой находился другой астронавт первого набора - Скотт Карпентер.

Неприятности были и в полете Gemini 5. Корабль стартовал со второй попытки. На орбите начались неполадки с топливными элементами (ТЭ), которые экипажу впервые предстояло опробовать в полете. Неожиданно упало давление кислорода, нагреватель бака не работал: где-то в цепи было короткое замыкание. Купер, не имея в тот момент связи с ЦУПом, был вынужден начать отключение систем корабля. На третьем витке давление кислорода упало до критического значения. Началась подготовка к аварийной посадке. Суда поисковой службы уже шли в район приводнения, а Купер и Конрад по командам Земли отключили одну из двух секций ТЭ и все «лишние» бортовые системы корабля. Это помогло; через несколько часов выяснилось, что давление кислорода вновь растет и с посадкой можно повременить.

Неисправности продолжали преследовать Gemini 5 и в последующие дни. Выходила из строя система терморегулирования, и температура в скафандрах падала до 10 и даже до 5°С. 25 августа вышел из строя один двигатель ориентации, а 26 августа -другой. Пришлось лечь в дрейф и отменить все эксперименты, требующие ориентации корабля. Затем отказали еще четыре двигателя. ТЭ работали нестабильно, сидеть в скафандрах даже со снятыми шлемами и перчатками было тяжело. Тем не менее каждый день полет продлевали еще на сутки: восемь дней или провал! Купер жалел, что не взял с собой книгу: экипаж спасался от скуки лишь ежедневной шестичасовой уборкой.

В основной район посадки пришел ураган Бетси, и было решено посадить Gemini 5 на виток раньше. 29 августа на 120-м витке корабль успешно сошел с орбиты и... на спуске компьютер показал, что они идут с большим перелетом. Эта информация была неверна и появилась из-за грубой ошибки в компьютерной программе ЦУП, из-за которой на борт были заложены неверные данные на торможение. Не зная этого и пытаясь уменьшить подъемную силу корабля, Гордон Купер увеличил крен. В результате Gemini 5 приводнился с недолетом в 168 км от расчетной точки (!). Но все это было не так важно, главное - они продержались эти восемь суток! Продолжительность полета составила 7 суток 9 часов 15 минут 3 секунды.

Он стал первым человеком, дважды совершившим орбитальный полет.

Был назначен командиром дублирующего экипажа кораблей Gemini-12 (ноябрь 1966 года) и Apollo-10 (май 1969 года).

Ушел из НАСА и в отставку из вооруженных сил в июле 1970 года, в чине полковника ВВС США.

Организовал консалтинговую компанию Gordon Cooper and Associates, и работал техническим консультантом в различных исследовательских компаниях.

С августа 1972 по декабрь 1973 входил в совет директоров LowCom Systems, Inc.

В 1975 году стал руководителем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в компании Walter E. Disney Enterprises Inc., являющейся дочерней компанией Walt Disney Productions.

Был членом правления различных компаний, занимающихся производственной и исследовательской деятельностью.

Имел общий налет 7 000 часов, из них 4 000 - на реактивных самолетах. Имел лицензию пилота гражданской авиации, пилота самолета и вертолета.

4 октября 2004 года американский астронавт Лерой Гордон Купер-младший скончался в своем доме в городе Вентура, шт. Калифорния, США, в возрасте 77 лет.

Соавтор книги «We Seven, by the Astronauts Themselves», 1962 год. В 2000 году Гордон Купер опубликовал книгу «Рождение убежденности: путешествие астронавта в неизвестность».

Награжден медалью «Легион чести» (Legion of Merit), Крестом ВВС «За выдающиеся летные заслуги» (Air Force Distinguished Flying Cross). Награжден также медалью НАСА «За выдающиеся заслуги» (NASA Distinguished Service Medal), медалью НАСА «За исключительные заслуги» (NASA Exceptional Service Medal).

Семейное положение:

Жена (бывшая) - Труди Б. Ольсен (Trudy B. Olson).

Жена - Сьюзен Тейлор (Susan Taylor), поженились 6 мая 1972 года.

Дочери от первого брака: Камала Кеоки Торпи (Camala Keoki Thorpe, род. 16.11.1948) и Джанита Ли Стоун (Janita Lee Stone, род. 15.03.1950).

Дочери от второго брака: Элизабет Джо (Elizabeth Jo) и Коллин Тейлор (Colleen Taylor).

Увлечения: Кладоискательство, археология, полеты, зимние лыжи, плавание под парусом, охота и рыбалка. Интересовался проблемами НЛО, уже после отставки заявлял, что во всемя службы военным летчиком сам видел НЛО.

Полеты в космос

№ п/п Дата полёта КК Продолжительность Должность
1 15-16.05.1963 Mercury MA-9 1 сут 10 час 19 мин 49 сек Pilot
2 21-29.08.1965 Gemini-5 7 сут 22 час 55 мин Commander

Итого: 2 полета общей продолжительностью 9 суток 9 часов 14 минут