CARPENTER Malcolm Scott

Астронавт мира № 4

Астронавт США № 2

(01.05.1925)

Родился 1 мая 1925 года в городе Болдер (Boulder), штат Колорадо. В 1943 году после окончания колледжа в Болдере стал курсантом авиационного училища, но прервал учебу.

В 1945 - 1949 годах учился в Университете Колорадо (University of Colorado) и получил степень бакалавра наук по авиационной технике.

В 1949 году поступил на службу в ВМС США. Прошел летную подготовку на авиастанции ВМС Пенсакола (NAS Pensacola) во Флориде и Корпус Кристи /Тело Христово/ (NAS Corpus Christi) в Техасе и в апреле 1951 года стал военно-морским летчиком.

Во время Корейской войны служил в 6-й эскадрильи патрульных самолётов (Patrol Squadron Six), выполнял полеты в целях противолодочной обороны, воздушного наблюдения, выполнял задачи но постановке мин с воздуха и радиотехнической разведке в Желтом море, Южно-китайском море и в Тайваньском проливе.

В 1954 году прошел подготовку в Школе летчиков-испытателей ВМС США (Navy Test Pilot School) на авиастанции Пэтъюксент Ривер (NAS Patuxent River) в Мэриленде, и был направлен в отдел испытаний электроники (Electronics Test Division) в Летно-испытательном центре ВМС (Naval Air Test Center). Учствовал в испытаниях различных самолетов.

В 1957 - 1959 годах прошел обучение на курсах общевойсковой подготовки ВМС (Navy General Line School) и курсах обучения лётчиков ведению боевой воздушной разведки (Navy Air Intelligence School). Был назначен офицером воздушной разведки на авианосец USS Hornet.

К моменту зачисления в отряд астронавтов его налет составлял 2 800 часов, из них 300 часов на реактивных самолетах.

В апреле 1959 года был зачислен в первый отряд астронавтов НАСА. Прошел подготовку к космическому полету, cпециализировался в вопросах системы связи и навигации.

В феврале 1962 года являлся дублером Джона Гленна во время первого американского орбитального полета в космос.

В марте 1962 года был назначен пилотом Mercury MA-7 вместо снятого с подготовки по медицинским показателям Дика Слейтона.

Свой единственный космический полет совершил 24 мая 1962 года на корабле Mercury MA-7 (капсула № 18 Aurora 7, РН Mercury-Atlas-D). Выполнил три витка вокруг Земли. Продолжительность полета составила 4 часа 56 минут 5 секунд.

Во время полета откaзaлa системa ориентaции и системa терморегулировaния, в результaте темперaтурa поднялaсь до 40С. Из-за большого расхода топлива при ручном построении ориентации, корабль совершил посадку в 465 километрах от расчетной точки. После приводнения Карпентер около трех часов находился в спасательной лодке в ожидании поисковой команды.

Следует отметить что, как выяснилось позднее, у него не оказалось почти никакого пилотажного опыта. Несмотря на все предупреждения с Земли, в космосе он сумел израсходовать почти всю перекись водорода на второстепенные эксперименты, и этого топлива фактически не хватило на жизненно важную операцию схода с орбиты. Именно в результате этого капсула и приводнилась на несколько сот километров дальше от расчетной точки посадки.

В 1964 году, после того, как Карпентер повредил локтевой сустав во время аварии на мотоцикле на Бермудских остовах, официально он был лишен летного статуса.

Участвовал в реализации программы ВМС США Man-in the-Sea (Человек на морском дне). Летом 1965 года во время эксперимента SEALAB II провел 30 дней в подводной лаборатории у берегов Калифорнии на глубине 205 футов (~62,5 метра), после чего заявил, что подводный мир еще более враждебен человеку, чем космос. Был комадиром двух экипажей, которые работали на этой лаборатории во время 45-и дневного эксперимента.

Во время полета корабля Gemini-5 в августе 1965 года был организаван уникальный в своем роде телефонный разговор между находяжимся на дне моря Скоттом Карпентером и находящимися на орбите Гордоном Купером и Чарльзом Конрадом.

В 1967 году вернулся к работам по программе разработки систем глубоководного погружения (Deep Submergence Systems - DSSP) и был руководителем работы акванавтов во время проведения эксперимента SEALAB III. Отвечал за вопросы проведения водолазных работ с автономными дыхательными аппаратами, организацией глубоководного поиска и спасения, и исследования условий пребывания человека на морском дне.

Ушел в отставку из ВМС в июле 1969 года в звании Коммандер (капитан II) ВМС США.

В 1966 - 1967 годах работал помощником директора Центра космических полетов (Manned Spaceflight Center), участвовал в проектировании лунного посадочного модуля (Apollo Lunar Landing Module) и руководил подводными тренировками астронавтов НАСА по отработке внекорабельной деятельности.

Уволился из НАСА в августе 1967 года.

В 1969 году основал компанию Sear Sciences, Inc. и стал ее главным исполнительным директором. КОмпания занималась разработкой и развитием технологий использования реурсов океана и сохранением экологического равновесия. Равотал в тесной связи с французким океанологом Жан-Ив Кусто и командой его корабля Калипсо (Calypso), участвовал в подводных работах по всему миру, в том числе подо льдом Арктики.

Работал представителем пресс-службы компаний General Motors (Oldsmobile), standard Oil и и Atari на телевидении. Участвовал в съемках множества документальных фильмов.

Читал лекции в США и зарубежем об истории подводных исследований, работал консультантом по вопросам аэронавтики и подводных работ в различных частных компаниях.

Соавтор книги We Seven, by the Astronauts Themselves, 1962 год. Автор нескольких рассказов, первыми из которых были The Steel Albatross и Deep Flight. В соавторстве со своей дочерью Кристин опубликовал в январе 2003 года книгу своих мемуаров For Spacious Skies.

Награжден медалью Легион чести (Legion of Merit), Крестом За выдающиеся летные заслуги (Distinguished Flying Cross). Награжден также медалью НАСА За выдающиеся заслуги (NASA Distinguished Service Medal).

Семейное положение: Жена (бывшая) - Рене Луиз Прайз (Rene Louise Price). Жена - Мэри Роч (Maria Roach). Дети от первого брака: Сын - Марк Скотт (Marc Scott, род. 29.11.1949). Дочь - Кристин Элейн (Kristen Elaine, род. 26.06.1955). Сын - Каденс Ноксон (Candace Noxon, род. 08.10.1956). Сын - Робин Джеу (Robyn Jay, род. 04.03.1962). Дети от второго брака: Сыновья Мэттью Скотт (Matthew Scott) и Николас Андрэ (Nicholas Andre).

Увлечения: подводное плавание, горные лыжи, нумизматика.

/
1 24.05.1962 Mercury MA-7  4 часа 56 минут Pilot