GLENN John Herschel, Jr.

Астронавт  мира № 3

Астронавт США № 1

(18.07.1921)

Джон Гленн родился 18 июля 1921 г. в Кембридже, шт.Огайо. В начальной и средней школах он учился в г.Нью-Конкорд (шт.Огайо), который считает своим родным городом. В 1939 г. он окончил среднюю школу (сейчас она носит его имя). С сентября 1939 г. учился в Маскингэмском колледже г.Нью-Конкорд, где изучал химию. Одновременно он посещал летные курсы и в июле 1941 г. получил лицензию частного пилота.

В январе 1942 г. он оставил учебу в колледже и в марте того же года стал курсантом Военно-морской авиации. В 1943 г. окончил курсы первоначальной подготовки морских авиаторов при Университете Айовы и был направлен для прохождения службы в Корпус морской пехоты (КМП) США в звании второго лейтенанта. В течение года он проходил летную подготовку на авиастанции Корпус-Кристи в Техасе. После этого в 1944 г. был направлен в 155-ю истребительную эскадрилью Корпуса морской пехоты. Принимал участие в боевых операциях на Тихом океане. На истребителе F-4U выполнил 59 боевых вылетов.

После окончания войны в 1945 г. Джон Гленн вернулся в США и служил в 9-м авиакрыле Корпуса морской пехоты.

В 1946–1948 гг. он проходил службу в 218-й истребительной эскадрилье КМП, которая базировалась на острове Гуам и выполняла патрульные полеты над Северным Китаем. С июня 1948 по декабрь 1950 гг. Гленн служил летчиком-инструктором на авиастанции Корпус-Кристи, а затем в Боевой школе самолетов-амфибий G-2/G-3 в Квантико, шт.Вирджиния.

Джон Гленн участвовал в войне в Корее и с февраля по сентябрь 1953 г. выполнил 90 боевых вылетов. За девять дней до возвращения в США самолет Гленна был сбит.

После возвращения Гленн поступил в Школу летчиков-испытателей ВМФ в Пэтьюксент-Ривер (шт.Мэриленд), которую окончил в июле 1954 г. С ноября 1956 по апрель 1959 гг. Гленн служил в Отделе конструирования истребителей Бюро аэронавтики ВМФ США в Вашингтоне, округ Колумбия. В этот период он также учился в Университете Мэриленда.

16 июля 1957 г., будучи офицером проекта самолета F8U Crusader, Джон Гленн установил трансконтинентальный рекорд скорости, перелетев на этом самолете из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк за 3 часа 23 минуты. Это был первый трансконтинентальный полет (с западного побережья США на восточное) со сверхзвуковой скоростью.

Общий налет Джона Гленна на самолетах составляет около 9000 часов, из них примерно 3000 часов на реактивных самолетах.

9 апреля 1959 г. подполковник Корпуса морской пехоты США Джон Гленн был зачислен в первую группу астронавтов NASA. Он был дублером Алана Шепарда и Вирджила Гриссома, совершивших суборбитальные полеты на корабле «Меркурий», соответственно 5 мая и 21 июля 1961 г.

20 февраля 1962 г. Джон Гленн выполнил трехвитковый орбитальный полет на корабле «Меrcury №13» (полет Mercury-Atlas-6), который имел также свое собственное название Friendship-7. Он стал первым американским астронавтом, совершившим космический (орбитальный) полет, который продолжался 4 часа 55 минут 23 секунды.

В январе 1963 г. Гленн был переведен на программу «Аполлон» и принимал участие в разработке лунного корабля. Он не знал, что президент Кеннеди негласно запретил посылать Гленна в новый полет.

16 января 1964 г. Гленн ушел из отряда астронавтов NASA с целью участия в выборах в Сенат Конгресса США. Однако 26 февраля он получил травму головы, поскользнувшись в ванной, и поэтому не смог участвовать в выборах в Сенат.

В октябре 1964 г. Гленну было присвоено звание полковника, но 1 января 1965 г. он ушел в отставку после 23 лет службы в Корпусе морской пехоты.

В феврале 1965 г. Гленн стал консультантом директора NASA. Но в течение следующих пяти лет он в основном работал в администрации компании Royal Crown Сo. в г.Атланта по производству различных напитков и вскоре стал миллионером.

Несмотря на то, что бизнес Джона Гленна развивался успешно, его никогда не покидало желание стать профессиональным политиком. Но лишь в ноябре 1974 г. он наконец-то был избран сенатором от родного штата Огайо (баллотировался от Демократической партии). В течение следующих 24 лет, до ноября 1998 г., Джон Гленн оставался на посту сенатора (переизбирался трижды – в 1980, 1986 и 1992 гг.). Являлся членом Комитета по Вооруженным силам и лидером демократов в Сенатском Комитете по правительственным делам.

В 1984 и 1988 гг. Гленн выдвигал свою кандидатуру на пост президента США, но оба раза неудачно.

16 января 1998 г. NASA официально объявило о том, что сенатор Джон Гленн назначен специалистом по полезной нагрузке в экипаж STS-95. Совершив второй космический полет на «Дискавери», Гленн установил два новых мировых рекорда, которые, судя по всему, не скоро будут превзойдены. Во-первых, Гленн совершил полет в возрасте 77 лет. Во-вторых, перерыв между его двумя космическими полетами составляет свыше 36 лет.

Джон Гленн награжден шестью крестами «Выдающийся летчик», Авиационной медалью «За службу во время Второй мировой войны», медалью ВМФ «За службу в Корее», медалью «За Азиатско-Тихоокеанскую кампанию», медалью «За Американскую кампанию», медалью «За победу во Второй мировой войне», медалью «За службу в Китае», медалью «За службу в Вооруженных силах», медалью «За службу в Корее», медалью «За службу ООН», медалью «Астронавт Корпуса морской пехоты», медалью NASA «За выдающиеся заслуги», Космической медалью Почета Конгресса США.

Джон Гленн женат на урожденной Анне Маргарет Кастор. В апреле 1998 года они отметили 55-ю годовщину свадьбы. У Гленнов двое детей: сын Джон Дэвид (1945 г.р.) и дочь Каролин Энн (1947 г.р.), и двое внучат.

Полеты в космос

№ п/п Дата полёта КК Продолжительность Должность
1 20.02.1962 Mercury MA-6 4 час 55 мин 23 сек Plt
2 29.10-07.11.1998 Discovery-25 8 сут 21 час 43 мин 55 сек PS2

Итого: 2 полета общей продолжительностью 9 суток 2 часа 39 минут