1966-081

Корабли "Gemini"

GEMINI-11 (миссия GT 11)

Дата запуска - 12.09.1966 (14:42:27 UTC)

Индекс - 1966-081A

Каталог КК США - 02415

Ракета-носитель - Titan II GLV GT-11

Космодром - Cape Canaveral, Launch Complex 19

Дата посадки - 15.09.1966 (13:59:35 UTC)

Место посадки - в Атлантическом океане в точке 24 °15.4 ’с.ш., 70 °00.0 ’з.д.

Длительность полета - 2 сут 23 час 17 мин 08 сек

Экипаж: командир – Чарлз Конрад;
  пилот – Ричард Гордон

Особенности полета: Стыковка с мишенью GATV 5006 на 1 м витке. Выходы в открытый космос. Рекорд высоты полета.

“Джемини 11” стартовал 12 сентября в 09::42:27 EST, за 3 минуты до прохождения “Аджены” над мысом Кеннеди,и вышел на орбиту в 430 км позади нее – начальная фаза составляла 3.43 °. Это был самый тяжелый из 12 кораблей серии “Джемини” – 3798 кг – и запущен он был в самых жестких условиях, со стартовым окном всего в 2 секунды. Дело в том,что Конрад и Гордон должны были провести сверхскоростное сближение с мишенью – всего за один виток, причем исключительно по бортовым данным! Был такой баллистический вариант взлета лунного модуля с Луны, и его нужно было опробовать. Многие сомневались в успехе. Билл Шнайдер,будущий руководитель программы “Скайлэб ”,держал пари против Джеймса Элмса на доллар, что сближение с расходом менее чем в 187 кг не получится!

Экспресс-сближение началось с коррекции орбиты выведения по данным бортовой машины. Получив дополнительно 11.9 м/с, корабль оказался на орбите высотой 160.4 x 278.9 км. Через 23 мин после старта Конрад провел коррекцию наклонения и поймал цель радиолокатором, а на 35-й минуте над Мадагаскаром сообщил, что видит цель с расстояния 93 км. Сверили расчеты, бортовой и наземный: почти точное совпадение! Выход в апогей над австралийской станцией Карнавон на 50-й минуте полета был совмещен с началом перехвата цели с дальности 28 км. Конрад выдал импульс в 43 м/с, и на 76-й минуте над Гавайями был уже в 4.5 км позади цели. Через 85 мин после запуска командир “Джемини-11” уравнял скорости корабля и мишени, и тремя минутами позже Конрад подошел к ней. “Мистер Крафт!– обратился он к руководителю полета. –Так Вы верите,что M=1?”

В 11:16:42 EST, через 94 минуты после старта, Пит пристыковал свой корабль к “Аджене”. На все ушло 181 кг топлива – всего на треть больше, чем в среднем потратили Ширра, Армстронг и Стаффорд при сближении на 4-м и 3-м витке.

И тогда Шнайдер вынул долларовую бумажку, расписал на ней расход топлива на каждый маневр и отдал Элмсу.

В первый раз астронавтам разрешили выполнить тренировочные стыковки. В 11:52 “Джемини” расстыковался, и каждый из пилотов провел по два причаливания – одно в тени и одно на свету. Они провели фотографирование пепельного света Луны и двух комет; в то же время на “Аджене” работали ионные датчики.

После последней стыковки Конрад провел тестовое включение основного двигателя “Аджены” – выдал боковой импульс 33 м/с. Теперь можно было поужинать и лечь спать.

13 сентября Пит и Ричард совершил выход в открытый космос.

Справка по ВКД-6 выполненному 13 сентября 1966 года

Дата: 13.09.1966

Выходящий космонавт: GORDON Richard (CONRAD Charles находился в разгерметизированной КК Gemini-11)

Продолжительность: 33 мин - от открытия до закрытия выходного люка (38 мин - от полной разгерметизации до начала наддува)

Шлюз: КК Gemini-11

Скафандр: G4C-40 (G4C-39)

Цель: Демонстрация возможностей человека во время ВКД (соединение ракеты-мишени и КК нейлоновой лентой).

Описание:

Во время 107-минутного выхода в открытый космос, Гордон должен был закрепить 30 метровую (100 футов) нейлоновую ленту между носом корабля Gemini и ракетой мишенью. Позже корабль должен был отстыковатся от мишени и провести эксперимент по искусственной гравитации.

Высота 160 миль над Атлантикой. Гордон завершает ВКД. Он уже соединил КК и "Аджену" лентой.
13.09.1966

Также он должен был снять образцы (S9 nuclear emulsion package) с секции адаптера корабля, испытать фиксатор для ног “golden slipper”, HHMU.

Экипаж приготовился к выходу быстро, но заключительные операции – такие, как установка на шлем золотистого светофильтра, – неожиданно потребовали от них больших усилий.

Уже вспотевший Гордон в 14:44 UTC наконец встав на кресло высунулся из люка, поставил поручень, снял и отдал командиру укладку с ядерными эмульсиями (S9-исследование радиации). С трудом он поставил кинокамеру - пришлось зависнуть над ней и ударить кулаком. Ричард ощущал, что его «сносит» с места, и тратил 80% усилий просто на то, чтобы удержаться.

После этого Ричард выбрался наружу и прикрепленный страховочным фалом попытался добратся до ракеты Agena-11.

Конрад находясь в кабине подстраховывал Гордона и при необходимости готов был подтянуть его фалом к люку.

Со второй попытки он перешел на носовую часть «Джемини», уселся на нее, как в седло, и передохнул.

Добравшись до места Гордон должен был закрепит ноги в специальном фиксаторе для ног. Но хотя он и тренировался с этой операцией в самолетах при невесомости, ему это не позволил сделать раздувшийся скафандр (в нем было невозможно свести ноги вместе). Ему пришлось крепит трос держась одной рукой что бы не улететь. Второй рукой он подсоединил 30-метровый трос с «Аджены» к направляющему штырю стыковочного устройства «Джемини 11». Эта простая операция заставила Гордона взмокнуть; за 6 минут пульс поднялся до 150 и выше, частота дыхания – до 50 в минуту, в правый глаз затек пот.

Затем, Астронавт вернулся в люк и перезарядил камеру, но на дальнейшие операции – испытание универсального безмоментного инструмента и полет на реактивном устройстве – его уже не хватило. Гордон почти ничего не видел и не мог работать. «Джин Сернан предупредил меня, и я принял это близко к сердцу, – объяснял он потом. – Я знал, что будет трудно, но не имел представления, насколько трудно».

Конрад приказал прекратить выход и вернуться в кабину. Помог ему залезть вовнутрь. В 15:17 UTC люк был закрыт а через минуту начат наддув кабины. Вместо 107 минут выход продолжался 33.

Астронавты закрыли люк, но час спустя в 16:12 UTC, астронавты вновь открыли люк вновь но на 2 минуты. Они выбросили за борт длинный фал, нагрудный ранец и разный мусор.

14 сентября в 02:13 EST, на 26-м обороте, экипаж выполнил разгон связки «Джемини-Аджена». Сначала на 68 сек включились два вспомогательных, а затем -на 26 сек - и основной двигатель ракеты. Был выдан импульс 279.6 м/с, и параметры орбиты изменились: перигей остался на высоте 289.5 км, а апогей поднялся до 1369 км! Скорость в апогее уменьшилась особенно заметно и составила только 6904 м/с.

Это было сделано не для сближения с новой целью, как в «Джемини-10», а для проведения нескольких экспериментов. Естественно, измерялась радиация (0.2-0.3 рад/ч), а из апогея астронавты сделали более 300 снимков Земли. На одном из них были видны Синай, Аравийский полуостров и пожар на нефтепроводе в Саудовской Аравии. И главное - с высоты 1370 км была уже ясно видна сферичность Земли!

На этой орбите «Джемини-11» оставался всего два витка. На 28-м обороте в 05:36 новым включением на 23 сек скорость была снижена на 277.9 м/с, и апогей «упал на место». Почему на это потребовалось меньше времени? А потому что связка после первого импульса заметно полегчала: было 6634 кг, осталось 6028 кг. Астронавты быстро поели, и в 07:48 над Мадагаскаром Гордон начал второй выход который длился более двух часов.

Справка по ВКД-7 выполненному 14 сентября 1966 года

Дата: 14.09.1966

Выходящий космонавт: GORDON Richard (не полностью) (CONRAD Charles находился в разгерметизированной КК Gemini-11)

Продолжительность: 2 часа 8 минут - от открытия до закрытия выходного люка (2 час 10 мин - от полной разгерметизации до начала наддува)

Шлюз: КК Gemini-11

Скафандр: G4C-40 (G4C-39)

Цель: Фотогрфирование астрономических объектов (эксперимент S13).

ВКД-7

Описание:

Перед заходом солнца, в 12:49 UTC (Т + 46 час. 07 мин) астронавты отвакуумировали кабину и открыли люк. На этот раз Гордон вылез только по пояс. Короткий страховочный фал удерживал его в кабине, позволяя ему использовать обе руки.

Гордон установил камеру (S13), и начал проведение съемок. Гордон начал с получасовой ночной УФ-съемки звезд Ориона и Антарес. Для наведения он командовал Конраду, как развернуть корабль.

Когда корабль перешел на дневной участок орбиты Гордон выполнил “общую фотографию”  Хьюстона и Флориды. Затем астронавты почти 20 минут отдыхали. Удивительно, но факт: оба астронавта в скафандрах, один в открытой настежь кабине, второй наполовину снаружи - на несколько минут задремали!

При входе в тень Ричард снова стал снимать звезды - и Австралию, где бушевали пожары.

В 14:57 UTC Гордон закрыл за собой выходной люк, он не затратил много сил, потому что был надежно фиксирован к креслу, но ноги устали. в 14:59 UTC астронавты начали наддув кабины.

В 11:29 «Джемини-11» был отстыкован от «Аджены». Началось самое интересное: как поведут себя два объекта, связанные тросом? Сначала Конрад пытался ввести связку в гравитационную стабилизацию - чтобы ракета висела внизу, корабль вверху и трос был натянут. Однако отойти на 30 м, не возбудив сильных колебаний, не удалось. В 11:55 перешли ко второй части эксперимента - «искусственная тяжесть». Конрад ввел связку во вращение; трос сначала натянулся по кривой линии, но через 20 мин выпрямился и вращение стало вполне правильным. Конрад довел его скорость до 38 º/мин, а после ужина до 55 º/мин, создав тяжесть на уровне 0.00078 g. «На ощупь» это не чувствовалось, но вещи потихоньку осели на дно капсулы. В 14:42 после трех часов вращения штырь был отстрелен, и «Джемини» ушел от ракеты.

Утром 15 сентября, используя излишки топлива, Конрад и Гордон провели незапланированное повторное сближение со ступенью. Оно началось в 03:09 с расстояния 46 км и закончилось в 04:22 подходом на 12 м. Совместный полет длился всего 12 минут.

В тот же день «Джемини-11» сошел с орбиты и произвел спуск в автоматическом режиме. Отклонение от расчетной точки приводнения составило 4.9 км.