1965-100

Корабли "Gemini"

Gemini VII (SC7) (миссия GT-7)
Дата запуска - 04.12.1965 (19:30:04 UTC)
Индекс - 1965-100A
Каталог КК США - 01812
Ракета-носитель - Titan II GLV GT-7
Космодром - Cape Canaveral, Launch Complex 19
Дата посадки - 18.12.1965 (14:05:05 UTC)
Место посадки - в Атлантическом океане в точке 25°25.1'с.ш., 70°06.7'з.д.
Длительность полета - 13 сут 18 час 35 мин 01 сек
Экипаж: командир - Фрэнк Борман;
  пилот - Джеймс Ловелл.

Особенности полета: Рекордный по длительности полет.

Конструкция: На КК были проведены доработки: на нем были установлены навигационные огни, ответчик радиолокатора, спиральная антенна.

Экипаж отправился в полет в новых, более удобных скафандрах. Модель G4C, которую вынуждены были носить Купер и Конрад, весила 10.7 кг, а новый скафандр G5C - только 7.3 кг. Фибергласовый шлем и жесткий герметизирующий ворот заменили на мягкий «капюшон» со встроенным смотровым стеклом, присоединяемый герметичной «молнией», а остальную часть конструкции облегчили. Сапоги сделали съемными. Из этого скафандра можно было даже, потратив 40 минут, вылезти в тесной кабине «Джемини».

Хроника полета: 4 декабря в 14:30 EST (19:30 UTC) корабль «Джемини-7» массой 3663 кг был запущен и через 337 секунд вышел на орбиту высотой 161x330 км. Главной целью Фрэнка Бормана и Джеймса Ловелла было пролетать 14 суток - время, достаточное для осуществления полноценной лунной экспедиции, и доказать, что такая продолжительность полета не представляет опасности для человека.

Сразу после отделения Фрэнк развернул корабль носом ко 2-й ступени РН, уравнял скорости 5-секундным импульсом и выполнял в течение 15-17 минут совместный полет на расстоянии от 15 до 45 м. Ближе Борман подходить не стал: ступень вращалась, из ее баков текли остатки топлива,разбивались на капли и замерзали в виде снежинок. Это было очень красиво... но командир опасался столкнуться со ступенью в тени, хотя она и была оборудована четырьмя мощными проблесковыми маяками. Держаться на «почтительном» расстоянии оказалось несложно, и на «полет строем» было истрачено всего 7 кг топлива. МакДивитт в «Джемини-4» потерпел неудачу из-за того, что начал подлет слишком поздно... В 19:53 эксперимент пришлось прекратить, потому что топливные элементы начали барахлить, как у Купера с Конрадом. Давление в баке кислорода ТЭ упало до 8.4 атм, но ситуацию удалось выправить перепуском паров из бака кислорода СЖО - хорошо, что после «Джемини-5» такая возможность была предусмотрена. В это же время загорелся сигнал отказа 2-й батареи ТЭ. В общем, топливные элементы доставили свою порцию проблем, в основном из-за попадания в них воды и необходимости очистки. В конце полета два «стакана» из шести показали значительную деградацию и были отключены, и завершать полет пришлось на четырех.

На 3-м витке в 18:18 EST Борман сориентировался по Спике и поднял орбиту «Джемини-7» до 222x322 км, а 9 декабря корабль был переведен на орбиту ожидания высотой 299.6x302.1 км.

Борману и Ловеллу было запланировано целых 20 экспериментов, главным образом медицинских, к которым они приступили уже через полчаса после старта - несмотря на «повышенное давление в голове, как будто при подвешивании вверх ногами». В числе экспериментов научного, технического и военного характера были уже знакомые нам D4 и D7, но с новым УФ-спектрометром, эксперименты по звездной навигации (один из них не был выполнен из-за отказа аппаратуры) и, как обычно, фотосъемка Земли и облачности. Самым интересным, пожалуй, был эксперимент по лазерной связи с наземными станциями Уайт-Сэндз, Кауаи и о-в Вознесения. Обнаружив лазерный маяк на Земле, Ловелл должен был включить бортовой лазерный передатчик и диктовать в микрофон числа. Эксперимент провести не удалось: то мешала облачность, то с Земли не видели сигнала с корабля. Зато астронавты отсняли в ИК-диапазоне запуск ракет «Поларис А-3» с подводной лодки «Бенджамин Франклин» и «Минитмен-1» с Ванденберга.

Скучать Борману и Ловеллу не приходилось - каждый взял в полет по книге, но ни один не дочитал до конца. Быт в 14-суточном полете был организован почти «по-человечески». Астронавты убедили руководителей полета отказаться от постоянного дежурства и разрешить им спать одновременно. Рабочее время - до и после обеда - спланировали на те же часы, что и в Хьюстоне. Капком Эллиотт Си каждый день зачитывал новости.

Астронавты намеревались снять скафандры на второй день полета, но Джорджу Миллеру и Роберту Симансу это показалось слишком опасным. А система жизнеобеспечения действовала не лучшим образом: температура в скафандрах то снижалась до +4°С, то поднималась до плохо переносимой. Жарко было и в кабине. У астронавтов закладывало нос и воспалялись глаза.

Ловеллу одному разрешили снять скафандр на 45-м часу полета, а несчастный Борман сидел весь расстегнутый, потел и жаловался. 10 декабря астронавты поменялись «ролями», а 12-го начальство наконец сдалось и разрешило сидеть без скафандров обоим, на что Борман ответил радостным «Аллилуйя!».

На 9-е сутки полета отказал бортовой ленточный магнитофон для записи данных, а 16 декабря нарушилась работа двигателей ориентации №3 и 4. В остальном «Джемини-7» работал хорошо.

15 декабря в 08:37:26 EST (13:37:26 UTC)с космодрома на мысе Канаверал стартовал корабль «Джемини-6», который через 6 минут вышел на орбиту высотой 161x260 км, лежащую почти точно в одной плоскости с орбитой «Джемини-7». "Джемини-6" оказался в 2000 км позади цели, орбита которой имела высоту 294.5x302.6 км.

Через три часа после старта «Джемини-7» включил радиолокатор. и начал подготовку к сближению с «Джемини-7», который в свою очередь специально развернулся носом к «Джемини-6».

Сближение двух кораблей состоялось в 14:32. Корабли сблизились до 36 метров, и на высоте 300 км начался совместный полет. Это было первое в истории космонавтики сближение двух пилотируемых кораблей. Ведь пары «Востоков» в 1962 и 1963 г. выводились в совместный полет лишь благодаря точному расчету, выдерживанию заданного времени пуска и блестящей работе ракеты-носителя. Они не могли маневрировать, и расстояние между Николаевым и Поповичем, между Быковским и Терешковой лишь увеличивалось. «Это историческое «впервые» в пилотируемых космических полетах, - говорилось в редакционной статье журнала Aviation Week & Space Technology, - признается во всем мире как несомненное доказательство лидерства США в этой области».

Уолтер и Фрэнк удерживали свои корабли на расстоянии не более 90 м в течение 3.5 оборотов, а наименьшее расстояние было всего 25-30 см. «Мы договорились перед полетом, что касаться не будем», - сказал на послеполетной пресс-конференции Уолтер Ширра. Астронавты не только могли общаться по радио - они отлично видели в иллюминаторах друг друга! Ширра, у которого остался порядочный запас топлива, произвел несколько облетов «Джемини-7» на расстояниях вплоть до 3 м, а в 19:51 увел «Джемини-6» на более низкую орбиту высотой 285.4x302.2 км.

16 декабря «Джемини-6» совершил посадку. Возвращаемый аппарат «Джемини-6» приводнился в Атлантике в 12.9 км от расчетной точки - по сравнению с предыдущими посадками это был выдающийся результат. Однако у Ширры и Бормана было пари - кто сядет точнее, и Фрэнк Борман выиграл.

18 декабря он свел с орбиты «Джемини-7» и приводнился чуть ближе «к колышку» - с ошибкой 11.8 км.

Астронавты устали и потеряли в весе по 4-5 кг, но никаких серьезных медицинских последствий 14-суточный полет не принес. На Луну можно было лететь!