1965-068

Корабли "Gemini"
Gemini V (SC5) (миссия GT-5)
Дата запуска - 21.08.1965 (13:59:59.518 UTC)
Индекс - 1965-068A
Каталог КК США - 01516
Ракета-носитель - Titan II GLV GT-5
Космодром - Cape Canaveral, Launch Complex 19
Дата посадки - 29.08.1965 (12:55:14 UTC)
Место посадки - в Атлантическом океане в точке 29°44'с.ш., 69°45'з.д.
Длительность полета - 7 сут 22 час 55 мин 14 сек
Экипаж: командир - Гордон Купер;
пилот - Чарлз Конрад.

Особенности полета: Мировой рекорд длительности; испытания топливных элементов и радиолокатора.

Конструкция: На корабле была установлена система радиолокации для отработки сближения кораблей.

Интерферометрический радиолокатор «Джемини-5» имел одну излучающую и три приемные антенны, расположенные в виде буквы Г. В сочетании с приемоответчиком на мишени и с использованием бортовой ЦВМ он позволял определить дальность, азимут и угол места, линейную скорость и угловую скорость линии визирования. Дальность и относительная скорость выдавались на специальный индикатор, а компьютер рассчитывал поданным с радара необходимый корректирующий импульс.

Хроника полета: Первая попытка запустить «Джемини-5» была 19 августа. Неполадок было много, а кончилось тем, что из-за удара молнии прошел скачок напряжения на главной линии электропитания стартового комплекса. Никто не мог гарантировать, что сохранилось содержимое памяти бортовой ЦВМ, а на проверку времени не было.

21 августа «Джемини-5» стартовал точно по графику и вышел на орбиту высотой 161x347 км. Главной задачей первого дня было испытание радиолокатора, впервые установленного на борту «Джемини», и сближение со спутником-мишенью RER имитирующее встречу с ракетной ступенью «Аджена-D». Однако лишь первая коррекция на 56-й минуте, когда Купер поднял перигей на 10 км, прошла по плану.

А дальше начались неприятности с топливными элементами. Эти принципиально новые источники электропитания, называемые также электрохимическими генераторами (ЭХГ), американцы выбрали для питания лунного корабля «Аполлон». Суть ЭХГ - в получении электроэнергии при управляемом соединении водорода и кислорода. На «Джемини-5» стояли две секции топливных элементов (ТЭ), обеспечивающие при выходном напряжении 27 В ток до 45 А, и экипажу впервые предстояло опробовать их в полете.

За несколько минут до коррекции Конрад обнаружил падение давления кислорода, поступающего из бака на регулятор давления перед модулем топливных элементов. Нагреватель бака не работал, пилот попытался включить его вручную, но не получилось: где-то в цепи было короткое замыкание. Кристофер Крафт решил начать испытания радиолокатора как можно скорее, и уже через 2 час 13 мин после старта Купер отстрелил в боковом направлении спутник-мишень REP На протяжении следующих трех витков «Джемини-5» должен был сначала уйти на 80 км назад, а затем вновь сблизиться с субспутником.

Гордон и Пит успешно отслеживали с помощью радиолокатора полет REP в течение 43 минут, и за это время он удалился примерно на 1.5 км. Пилот снимал мишень кинокамерой и фотоаппаратом. Но давление в баке продолжало падать и дошло уже до 12.5 атм вместо нормальных 60 атм. Это был нижний рабочий предел регулятора давления, и Купер, не имея в этот момент связи с ЦУП-Х, был вынужден прервать эксперимент и начать отключение систем корабля.

REP оставался вблизи «Джемини-5» в течение 8 часов и однажды подошел настолько близко, что вспышки его светового маяка освещали корабль. Однако питание аппарата было рассчитано только на 6 часов работы. На 6-м обороте, когда световой маяк погас, астронавты потеряли REP из виду. Ну не везло Куперу с субспутниками! На последнем «Меркурии» один не отделился, а другой едва удалось найти. Теперь же были сорваны сложные маневры, к которым астронавты долго и напряженно готовились, - выход корабля на коэллиптическую орбиту и «перехват» цели.

Но это было потом, а на 3-м обороте давление кислорода упало до 6.7 атм. Началась подготовка к аварийному приводнению после шести оборотов: если давление дойдет до 1.6 атм, топливные элементы остановятся, а химических аккумуляторных батарей надолго не хватит.

Суда поисковой службы уже шли в район приводнения, а Купер и Конрад по командам Кристофера Крафта отключили одну из двух секций ТЭ и все «лишние» бортовые системы «Джемини-5», снизив потребление до 10-12 А. В конце 3-го оборота, через 4 час 22 мин после старта, давление в кислородном баке стабилизировалось на отметке 4.6 атм, что позволило продлить полет до 18 оборотов. А через 12 часов после старта астронавты начали потихонечку восстанавливать обесточенные системы: запи-тали электронику системы ориентации и даже начали фотографирование Земли.

22 августа выяснилось, что давление растет на 0.35-0.7 атм в сутки и с посадкой можно повременить. В этот день вновь включили вторую секцию ТЭ и большую часть бортовых систем. Родилась идея все-таки провести встречу с REP с использованием баллистических данных Командования ПВО, но расчеты показали, что расход топлива на маневры будет слишком большим.

Вместо этого провели два отдельных эксперимента. В первом радиолокатор «Джемини-5» работал на дальностях от 555 до 315 км по запасному приемоответчику REP, установленному в Центре Кеннеди во Флориде. Второй состоялся 23 августа на 32-м, 33-м и 34-м оборотах. Купер успешно отработал серию маневров сближения с целью до 30 км с одной лишь особенностью: цель была воображаемая, или, как бы сейчас сказали, виртуальная. Не были сделаны лишь импульсы начала и завершения перехвата: не хватило отведенного топлива.

Неисправности продолжали преследовать «Джемини-5» и в последующие дни. Так, 23 и 24 августа выходила из строя система терморегулирования, и температура в скафандрах Купера и Конрада падала до 10 и даже 5ºС. Астронавтам удалось справиться с неполадкой, но холодно было до конца полета.

Первый серьезный ремонт на орбите провел Гордо Купер. Утром 23 августа астронавты обнаружили отказ подсветки устройства наведения фотоаппаратуры Минобороны США. Аппаратура эта предназначалась для экспериментов D-4 и D-7 по наблюдению в ИК-диапазоне факелов баллистических ракет и объектов фона (NASA пыталось убедить МО США засекретить эти эксперименты, опасаясь обвинений в ведении разведки из космоса) и представляла собой 35-мм камеру Contarex с длиннофокусным (1270 мм) объективом Questar. Вечером того же дня Купер почти полностью разобрал устройство наведения, заменил шнур питания аналогичным с пульта Конрада - и все заработало. 24 и 25 августа экипаж наблюдал запуски МБР «Минитмен-1» с авиабазы Ванденберг, а также факел двигателя на огневых испытаниях на авиабазе Холломан. Целями фоновых съемок были Вега, Луна, поверхность океана.

С учетом сенсационных докладов Купера, который видел в полете МА-9 отдельные дома и паровозы, была запланирована целая серия опознавания специальных знаков на двух наземных полигонах (в Техасе и в Австралии) и на палубе судна поискового комплекса «Лейк-Чамплейн». В основном этим занимался Конрад, но не очень успешно; когда же Купер опять углядел поезд где-то в Бирме, он не успел разбудить напарника! Всего же экипажу было запланировано 17 экспериментов - от оценки состояния сердечно-сосудистой системы до фотографирования зодиакального света и съемки Кубы, Китая и Вьетнама. Между прочим, по снимкам «Джемини-5» была открыта вулканическая область на севере Мексики, о которой правительство этой страны и не подозревало!

25 августа вышел из строя двигатель ориентации №7, а 26 августа - еще и №8. Пришлось лечь в дрейф и отменить все эксперименты, требующие ориентации корабля. В последующие дни отказали еще четыре двигателя, ТЭ работали нестабильно, сидеть в скафандрах, даже со снятыми шлемами и перчатками, было тяжело. И тем не менее каждый день полет продлевали еще на сутки: 8 дней или провал! Купер жалел, что не взял с собой книгу: экипаж спасался от скуки лишь ежедневной шестичасовой уборкой... «Одиночество вдвоем» скрасил разговор со Скоттом Карпентером, который находился в подводной лаборатории «Силэб-2» у берегов Калифорнии.

В основной район посадки пришел ураган Бетси, и было решено посадить «Джемини-5» на виток раньше. Учитывая ненадежную работу двигателей маневрирования, Крафт разрешил использовать для стабилизации один из коллекторов посадочной системы ориентации и стабилизации RCS.

29 августа на 120-м витке корабль успешно сошел с орбиты... и на спуске компьютер показал, что они идут с большим перелетом. Эта информация была неверна и появилась из-за грубой ошибки в компьютерной программе ЦУП-Х, из-за которой на борт были заложены неверные данные на торможение. Не зная этого и пытаясь уменьшить подъемную силу, Гордон Купер увеличил крен с расчетных 53° до 90°. В результате корабль приводнился с недолетом в 168 км от расчетной точки!