1965-043

Корабли "Gemini"
Gemini IV (SC4) (миссия GT-4)
Дата запуска - 03.06.1965 (15:15:59.562 UTC)
Индекс - 1965-043A
Каталог КК США - 01390
Ракета-носитель - Titan II GLV GT-4
Космодром - Cape Canaveral, Launch Complex 19
Дата посадки - 07.06.1965 (17:12:12 UTC)
Место посадки - в Атлантическом океане в точке 27°44'с.ш., 74° 11'з.д.
Длительность полета - 4 сут 01 час 56 мин 12 сек
Экипаж: командир - Джеймс МакДивитт;
  пилот - Эдвард Уайт.

Особенности полета: Выход в открытый космос, перемещение с использованием реактивного устройства.

Хроника полета: «Джемини-4» был запущен 3 июня и стал первым американским кораблем, управление которым велось не с мыса Кеннеди, а из нового Центра управления полетами в Хьюстоне. Первую смену операторов ЦУП-Х возглавил Кристофер Крафт, вторую и третью - Юджин Кранц и Джон Ходж - люди, которые после «Джемини» и «Аполлона» стали не менее знаменитыми, чем сами астронавты.

Первым заданием МакДивитта было повторное сближение со 2-й ступенью «Титана». Скорость отделения «Джемини» была невелика (1.5 м/с), и задание представлялось простым. Но пока командир разворачивался и выставлял инерциальную платформу, «Титан» стал опережать корабль в орбитальном движении и к тому же начал кувыркаться. Когда вошли в тень и стали видны две лампы-вспышки на ступени, Джим «нажал на газ». Он посчитал, что цель еще близко и можно сближаться «по-земному», без поправки на хитрые законы небесной механики («чтобы догнать, затормози»), но ничего не вышло. Командир попытался тормозить, но ни он, ни пилот не могли «на глаз» оценить дальность и относительную скорость. А кроме того, МакДивитт боялся столкновения.

В тени он приблизился к ступени на 90-120 м, но уравнять скорости не смог -и объекты разошлись. На эту погоню ушло 62 кг топлива - почти половина всего запаса в 146 кг. В конце первого оборота Крафт и МакДивитт посовещались и решили оставить ступень в покое.

Выход в открытый космос планировался над территорией США в конце второго оборота. Предполагалось, что корабль и ступень будут лететь рядом, Уайт подлетит к ней и коснется рукой. Неудачная «погоня» изменила планы выхода и сорвала график подготовки: Уайт очень старался, но не успевал. МакДивитт решил отложить выход на 1.5 часа.

Справка по ВКД-2 выполненному 3 июня 1965 года

Дата: 03.06.1965

Выходящий космонавт: WHITE Edward  (McDIVITT James находился в разгерметизированном КК Gemini-4)

Продолжительность: 21 мин - от выхода из кабины до возвращения в неё (36 мин - от открытия до закрытия выходного люка; 64 мин - от полной разгерметизации до начала наддува)

Шлюз: КК Gemini-4

Скафандр: G4C-8 (G4C-3)

Цель: демонстрация возможности работы человека в открытом космосе, испытания передвижного средства (HHMU) в открытом космосе.

Описание:

Первоначально ВКД планировалось провести примерно через 3 часа после запуска корабля на втором витке вокруг Земли. После стыковки с третей ступенью ракеты носителя Титан. Однако сближение со ступенью оказалось трудным (и в конечном счете неудачным) да и подготовка к ВКД заняла больше времени чем планировалось, поэтому начало выхода перенесли на третий виток.

В 19:15 разрешили стравливать давление из кабины, и в 19:27 датчик в кабине показал нуль. В 19:34 Уайт открыл замок люка; под давлением оставшегося воздуха крышка отошла на 10 см и остановилась.

Справившись с волнением (пульс -184!), Эд распахнул люк и в 19:36 встал на сиденье и высунулся по пояс. С кораблем его связывал фал сложной конструкции: нейлоновый трос диаметром 13 мм плюс шланг подачи кислорода, телефонная линия и четыре провода телеметрии. Аварийный запас кислорода находился в нагрудном ранце.

МакДивитт передал ему цветную кинокамеру, и Уайт, тяжело дыша, установил ее на кронштейн адаптера корабля. Далее - защитное резиновое кольцо на обрез люка. В 19:46 пилот «Джемини-4» взял в правую руку реактивное устройство HHMU, включил его и выплыл за обрез люка: «О'кей, я отделяюсь от корабля... О'кей, я вышел». Джеймс МакДивитт снимал его ручной кинокамерой.

Уайт пролетел вперед до носа корабля, затем пошел вверх, но не отойдя даже на полную длину фала (7.6 м), затормозился и помахал командиру рукой; он опрокинулся на спину и вновь выпрямился, а затем вернулся к кораблю. Заметив, что перемещения Уайта сбивают ориентацию, МакДивитт стал вручную стабилизировать «Джемини-4»... Хорошо, что Эд вовремя заметил выхлопы двигателей и смог от них увернуться. Он «подплыл» к командирскому иллюминатору и провел по нему перчаткой - на перчатке остался пыльный след.

Запаса рабочего тела HHMU хватило на четыре минуты. После этого Уайту пришлось подтягиваться за фал и отталкиваться от корабля ногами. Его все время заносило вверх, а однажды Эд даже залетел в хвост «Джемини». Он успел посмотреть на Землю и сказал, что отдельные детали видны лучше, чем при полете в стратосфере.

Уайт вне корабля: 1 -фал;2- фотокамера, смонтированная на устройстве4; 3 -нагрудный ранец;4- реактивное устройство.

В 20:02 командир передал Уайту приказ вернуться в кабину, между астронавтами состоялся такой диалог.

Макдивитт. Они (Центр управления.) хотят, чтобы ты вернулся сейчас обратно (в кабину).

Уайт (смеясь). Я не вернусь... Вот смех!

Макдивитт. Заходи.

Уайт. Мне ненавистно возвращаться к тебе, но я возвращаюсь.

Макдивитт. ...Давай возвращаться пока не стемнело.

Уайт. Я сомневаюсь.

Макдивитт. Ну, давай же...

Уайт. Это самый ужасный момент в моей жизни.

Разговор был шутливым. Уайт, конечно же, испытывал большое напряжение в космосе.

Эд потратил еще несколько минут на то, чтобы снять камеру с кронштейна, убрать защитное кольца и фал, и, пробыв за бортом 20 минут, в 20:06 опустился в свое кресло. «Это был самый печальный момент в моей жизни», - произнес пилот, не подозревая, какое испытание ждет их впереди. А Земля вообще узнала обо всем лишь через два часа.

Случилось вот что: МакДивитт в 20:10 UTC попытался закрыть люк над головой товарища - и не смог это сделать! Люк не прилегал плотно, а из-за этого рычаг, приводящий в движение храповик и собачки замка, проворачивался. При открытом люке гибель экипажа была неизбежна!

Уже вместе Эд и Джим уцепились за люк, потянули изо всех сил - прижали, закрыли! Это произошло примерно в 20:31. Таким образом, МакДивитт и Уайт провели в условиях вакуума 64 минуты , а люк был полностью открыт около 32 минут. Естественно, второе открытие люка (запланированное для того, чтобы выбросить ранец, фал и HHMU) не проводили, и, чтобы хоть куда-нибудь пристроить все это добро в тесной кабине, потребовалось три часа.

Потом уже на Земле поняли, что в вакууме сварились витки пружины люка - так же, как у Гриссома и Янга на ноябрьской тренировке. (Как потом выяснилось, они были изначально покрыты молибденовой смазкой. За несколько дней до старта кому-то показалось, что смазки слишком много, и ее счистили - но перестарались!)

Это был второй выход в истории мировой космонавтики и первый в американской.

Главной задачей полета был, однако, не выход, а 4-дневные испытания систем корабля и его пилотов. Люди выдержали, хотя заданный режим работы - чередование 4 часов сна и 4 часов работы - оказался крайне неудачным. У астронавтов воспалились глаза. Дважды, 6 и 7 июня, МакДивитт был вынужден снимать на час шлем, который давил ему на голову и натер болячку. Уайт упражнялся с эспандером по программе, а МакДивитт - сверх программы, потому что на второй день у него возникло ощущение оцепенения и даже судороги.

В итоге командир потерял в весе 1.8 кг, а пилот - 3.6 кг. Неожиданно серьезной оказалась потеря кальция - от 8 до 10%, причем даже через 50 дней после полета он восстановился лишь наполовину.

Корабль выдержал четверо суток неплохо - если вспомнить, что ни один его предшественник не летал больше полутора. Первые два дня «Джемини-4» находился в дрейфе, ориентируясь лишь для связи с Землей, - ведь топлива было так мало! Утром 5 июня ЦУП-Х разрешил МакДивитту «бережно» расходовать запасы для экспериментов с ориентацией корабля, а 6 июня - проводить без ограничений фотографирование поверхности Земли и облачности, а также испытывать режимы ориентации в интересах программы «Аполлон». К моменту окончания полета на «Джемини-4» осталось 7 кг топлива...

В программу входили 11 экспериментов, в т.ч. два по заданию МО США - измерения протонной и электронной составляющей космической радиации и навигационные измерения с помощью ручного секстанта. МакДивитт и Уайт наблюдали Землю (в т.ч. - освещенные здания и аэродромы на ночной стороне) и много фотографировали 70-мм камерой Hasselblad. В частности, они обнаружили и засняли кольцевую структуру Ришат в Мавритании, снимали тайфун Бейб и ураган Виктория, видели сгорание метеоров в атмосфере и дважды - полярное сияние. Проводились измерения электростатического заряда корабля (в т.ч. на 35-м обороте - над работающим радиолокатором системы SPADATS). Уайт на 51-м обороте фотографировал засветку от работы бортовых двигателей. На 20-м обороте астронавты наблюдали ИСЗ цилиндрической формы с торчащим с одной стороны выступом. МакДивитт сфотографировал его несколько раз, но опознать объект по фотографиям не удалось. Еще два спутника командир видел на большом расстоянии.

Единственная серьезная неисправность случилась 6 июня на 48-м обороте. Экипаж проверял данные на сход с орбиты, введенные в бортовую ЦВМ с Земли в автоматическом режиме. Данные-то оказались правильными, а вот машина после проверки работать отказалась. Поэтому на 55-м обороте было решено садиться в режиме баллистического спуска.

Как Гриссом с Янгом, экипаж «Джемини-4» совершил маневр предварительного снижения перигея до 77 км. 7 июня в 16:56 командир провел уже штатное торможение с помощью РДТТ, и, пройдя атмосферу с максимальной перегрузкой 8д, капсула приводнилась в Атлантике с недолетом в 81 км. Через 34 мин астронавты перешли на вертолет и вскоре были доставлены на авианосец «Уосп».