1965-024

Корабли "Gemini"
Gemini-3 (SC3) (миссия GT-3)
Дата запуска - 23.03.1965 (14:24:00.064 UTC)
Индекс - 1965-024A
Каталог КК США - 01301
Ракета-носитель - Titan II GLV GT-3
Космодром - Cape Canaveral, Launch Complex 19
Дата посадки - 23.03.1965 (19:16:31 UTC)
Место посадки - в Атлантическом океане в точке 22°26'с.ш., 70°51'з.д.
Длительность полета - 4 час 52 мин 31 сек
Экипаж: командир - Вирджил Гриссом;
  пилот - Джон Янг.

Назначение полета: Астронавтам предстояло проверить корабль и его системы в пилотируемом варианте, удобство работы в нем, оценить обновленный командно-измерительный комплекс, провести маневрирование на орбите, сход и посадку в заданный район. Три эксперимента были добавлены сверх испытательной программы, причем все три были разработаны еще для несостоявшегося полета МА-10 на «Меркурии»: исследование влияния невесомости на развитие икры морского ежа (первый биологический эксперимент в американской пилотируемой программе), влияние невесомости на степень радиационного повреждения лейкоцитов крови и попытка продления УКВ-связи во время входа в атмосферу путем выброса воды в облако плазмы.

Особенности полета: Испытательный полет двухместного корабля. Первое маневрирование на орбите.

Хроника полета: Экипаж решил дать кораблю имя «Молли Браун», по имени героини шедшего в это время на Бродвее мюзикла «Непотопляемая Молли Браун». Это был намек на судьбу первого корабля Гриссома, лежащего на дне Атлантики. В Хьюстоне это название сочли фривольным; в ответ Гриссом предложил имя «Титаник». В итоге название «Молли Браун» использовалось в радиообмене полуофициально, а следующие корабли серии «Джемини» собственных имен не получили вовсе.

Запуск 23 марта состоялся в 09:24 EST, с задержкой на 24 минуты, которые ушли на устранение утечки окислителя. Два 98-тонных двигателя первой ступени проработали 155 секунд, а 46-тонный ЖРД второй - еще 180. Он был отключен радиокомандой при недоборе скорости 2.1 м/с. Выждав 20 секунд, Гриссом подорвал заряд, соединяющий адаптер «Джемини» с ракетой, и включил на 15 секунд два хвостовых 100-фунтовых двигателя. Так «Джемини-3» был выведен на орбиту высотой 161.0x224.5 км.

Через 16 минут после старта Гас Гриссом опробовал ориентацию корабля в разных режимах. После этого клапан одного из двигателей канала рысканья не закрылся полностью; окислитель подтекал, испарялся и пытался развернуть корабль. Помеха, однако, была слабая и почти не мешала кораблю лететь носом по курсу.

Вторая неисправность была замечена на 20-й минуте - Джон Янг увидел, как идет вниз стрелка давления в кабине. Он обшарил глазами другие приборы, увидел еще несколько ненормальных значений и понял, что отказало питание; переключился на запасной преобразователь - и все пришло в норму. На это ушло всего 45 секунд - вот когда сказались месяцы напряженных тренировок.

В это время Гриссом попытался запустить эксперимент с икрой, но в эйфории приложил к ручке для перемешивания такое усилие, что сломал ее. Эксперимент, известный как «групповой секс в космосе», провести не удалось.

На первом витке командир по программе должен был поесть, и тут пришло время «домашней заготовки». «Эй, шкипер, не хочешь ли сэндвич?» - спросил Янг... и действительно вытащил из кармана контрабандный сэндвич. Гриссом оценил шутку и откусил пару кусочков -но тут астронавты увидели, что крошки ржаного хлеба разлетаются по кабине, и прекратили «эксперимент», опасаясь их попадания в дыхательные пути или выхода из строя аппаратуры, как у Купера. В полете неприятностей не случилось, но история «выплыла» наружу и дело дошло до Конгресса. Председатель подкомитета по ассигнованиям Палаты представителей Альберт Томас не раз вспоминал про «сэндвич за 30 миллионов долларов» и упрекал руководство NASA в потере контроля над астронавтами.

В конце 1-го витка станция Карнавон в Австралии передала в цифровом виде на борт данные для коррекции, рассчитанные баллистиками Центра Годдарда. В 10:57 EST над Техасом командир включил два передних двигателя на торможение. Он отслеживал по индикатору приращение скорости и через 74 секунды, когда оно дошло до заданных 14.9 м/с, выключил двигатели. Первая в истории коррекция орбиты пилотируемого корабля состоялась: «Джемини-3» спустился до высоты 158.4x169.0 км.

На 2-м витке Гриссом проверял работу системы ориентации, а Янг в течение 55 минут испытывал образцы космической пищи и бактерицидные таблетки для консервации отходов. Он попробовал обезвоженные и замороженные палочки мяса с подливкой и куриные кусочки, апельсиновый сок, яблочное пюре и сок грейпфрута (порошок, разводимый водой), а также печенье.

В 11:42 над Индийским океаном Гриссом развернул корабль боком и провел серию маневров носовыми и хвостовыми двигателями, а Янг снимал их выхлоп кинокамерой. Итогом этой серии стало приращение скорости 3 м/с и изменение наклонения орбиты на 0.02°.

Третья коррекция была введена в план полета «Джемини-3» лишь в начале января 1965 г. с целью снизить перигей орбиты - до такой степени, чтобы даже в случае отказа четырех тормозных РДТТ корабль все равно спустился и чтобы не могла случиться в жизни ситуация, описанная Мартином Кейдином в романе «В плену орбиты».

Данные для этой коррекции Центр Годдарда передал через спутник связи Syncom 2 на наземную станцию, а оттуда они поступили на борт. Полученное приращение скорости совпало с рассчитанным на бортовой ЦВМ автономно. Гриссом развернул корабль хвостом впереди в 13:45 включил 100-фунтовые двигатели на 109 секунд. В результате скорость уменьшилась на 29.3 м/с, а перигей снизился до 83 км.

В 13:55 Гриссом сориентировал корабль для штатного схода с орбиты, отстрелил секцию оборудования и в 13:57:23 начал торможение. Все четыре РДТТ сработали, уменьшив скорость «Джемини» на 101 м/с. В 14:04 корабль вошел в атмосферу «вниз головой» - в таком положении астронавты видели горизонт и могли управлять полетом. «Был момент, - рассказывал потом Янг, - когда я видел путь, по которому мы снижались. Это была длинная воронка...»

Гриссом тщательно отработал программу управляемого спуска: два крена, которые он провел, взаимно скомпенсировались. Тем не менее компьютер показал, что «Джемини» идет с недолетом в 110 км - как потом выяснилось, заложенное в модель аэродинамическое качество возвращаемого модуля было завышенным.

Рывок в момент перецепки капсулы на двухточечную подвеску был очень сильным: Гриссом ударился о приборную доску гермошлемом и разбил стекло, а Янг - поцарапал. Гас потом признался, что попрощался с жизнью: он решил, что парашют оторвался.

Пока спасатели добирались до капсулы, качающейся в водах Атлантики, Вирджила и Джона укачало. Они попросили - вопреки плану полета - эвакуировать их вертолетом и в 15:28 прибыли на авианосец «Интерпид».